Военные мотоциклы ссср – СССР — Всё о Второй мировой

Содержание

СССР — Всё о Второй мировой

Мотоцикл МЛ-3

Одноместный легкий мотоцикл выпускался Серпуховским мотоциклетным заводом в 1939-1941 гг. Он имел дуплексную, штампованную, сварную раму, параллелограмную переднюю вилку и многодисковое, в масляной ванне сцепление. ТТХ мотоцикла: длина – 1,9 м; ширина – 0,7 м; высота – 0,9 м; колесная база – 1,3 м; клиренс – 140 мм; высота седла – 0,7 м; масса – 74,5 кг; двигатель – одноцилиндровый, двутактный; объем двигателя – 123,7 см³; мощность – 3,5 л.с; коробка передач – 3-скоростная; расход топлива – 2,5 л/100 км; емкость бензобака – 8 л; максимальная скорость – 68 км/ч.

Мотоцикл Л-300

Мотоцикл выпускался на заводе «Красный Октябрь» в 1931-1940 гг. Он был скопирован с немецкого «DKW Luxus-300». Всего было выпущено 19 тысяч машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,1 м4 ширина – 0,8 м; колесная база – 1,3 м; клиренс – 105 мм; масса – 125 кг; двигатель — одноцилиндровый двухтактный; объем двигателя — 293 см³; мощность двигателя – 6,5 л.с; коробка передач – 3-скоростная; максимальная скорость — 80 км/ч; расход бензина – 4,5л/100 км; запас хода – 265 км. тормоза – колодочные.

Мотоцикл Иж-8

Серия однотипных мотоциклов Ижевского мотозавода выпускалась на базе «Л-300» и состояла из трех моделей: «Иж-7» (выпускался в 1933-1937 гг., выпущено 5,6 тысячи), «Иж-8» (1938-1940 гг., выпущено – 9,9 тысячи) и «Иж-9» (1940-1941 гг., выпущено 6,2 тысячи). Основная разница между мотоциклами была в мощности двигателей. ТТХ мотоцикла: колесная база – 1,3 м; двигатель – одноцилиндровый, двухтактный; объем двигателя – 292 см³; мощность двигателя – 7/8/9 л.с; коробка передач – 3-скоростная; емкость бенхобака – 14 л; максимальная скорость – 90 км/ч; тормоза – барабанные.

Мотоцикл ТИЗ-АМ-600

Мотоцикл ТИЗ-АМ-600 с коляской

Мотоцикл выпускался на Таганрожском инструментальном заводе (ТИЗ) в 1936-1941 гг., а после его эвакуации Тюменским мотоциклетным заводом (ТЮЗ) в 1941-1943 гг. Он предназназначался для использования подразделениями Красной Армии и НКВД. Мотоцил был разработан на базе британского мотоцикла «BSA» модели «Sloper» и отличался усиленной ходовой частью и упрощенной конструкцией. Он выпускался как с коляской, так и без нее. Мотоцикл имел трубчатую дуплексную раму, соединяемую пайкой с литыми элементами, параллелограммную вилку, взаимозаменяемые колёса. Большинство колясок оснащалось турелью для пулемета. Практиковалась установка турели и на руле мотоциклов-одиночек. Всего было выпущено не менее 614 машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,2 м, с коляской – 2,4 м; ширина – 0,8 м, с коляской – 1,6 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; высота седла – 0,7 м; масса – 185 кг; клиренс – 125 м; двигатель – одноцилиндровый, четырехтактный, нижнеклапанный; объем двигателя – 595 см³; мощность – 16,5 л.с; коробка передач – 4-ступенчатая; емкость бензобака – 17 л; расход топлива – 5,7 л/100 км; максимальаня скорость – 95 км/ч.

Одноместный мотоцикл ПМЗ А-750

Двухместный мотоцикл ПМЗ А-750

Мотоцикл выпускался Подольским машиностроительным заводом (ПМЗ) в 1935-1939 гг. и Таганрожским заводом в 1936-1941 гг., как с коляской, так и в одиночном варианте.

Мотоцикл ПМЗ А-750 с коляской

Ходовая часть мотоцикла была выполнена по образцу мотоциклов «BMW», а двигатель с мотоциклов «Harley-Davidson». Дуплексная рама из штампованных профилей с вложенным внутрь бензобаком сочеталась с рессорной передней вилкой, имевшей мощные штампованные перья. Всего было выпущено 17 тысяч машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,1 м; ширина – 0,9 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; клиренс – 112 мм; масса – 185 кг, с коляской – 300 кг; двигатель – двухцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 747 см³; мощность двигателя – 15 л.с; коробка передач – 3-скоростная; емкость бензобака – 21 л; максимальная скорость – 80/11 км/ч; расход топлива – 6 л/100 км; тормоза — барабанные.

Мотоцикл «Л-8»

Мотоцикл был создан в 1938 г. на базе экспериментальных «Л-350» и «Л-500» и выпускался на Ленинградском мотоциклетном заводе до эвакуации в 1941 г. В дальнейшем он получил обозначение «Иж-12», который не был запущен в серийное производство. Он имел ножной рычаг переключения передач, карбюратор с горизонтальным корпусом дроссельной заслонки и сухое многодисковое сцепление. Всего было выпущено 1,9 тысячи машин. ТТХ мотоцикла: длина – 2,2 м; ширина – 0,8 м; высота 0,9 м; высота седла – 0,7 м; колесная база – 1,4 м; клиренс – 115 мм; масса – 151 кг; двигатель — одноцилиндровый, четырехтатктный, верхнеклапанный; объем двигателя – 348 см³; мощность двигателя – 13,5 л.с; коробка передач – 3-скоростная; емкость бензобака – 14 л; расход топлива – 3,5 л/100 км; максимальная скорость – 105 км/ч.

Мотоцикл М-72 с коляской

Мотоцикл М-72

Мотоцикл М-72 с ружъем Симонова

Мотоцикл М-72 с минометом

Тяжелый мотоцикл выпускался с 1941 г., как с коляской, так и в одиночном варианте. Он был скопирован с немецкого «BMW R-71». Мотоцикл имел дуплексную раму, ножное переключение передач, пружинную подвеску заднего колеса, телескопическую переднюю вилку, карданную передачу, питание каждого цилиндра от собственного карбюратора. На мотоцикл устанавливались сумки для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемёта (вертлюг). В ограниченном количестве в войска поступали также модификации с установленным вместо корпуса коляски 82-миллиметровым миномётом, крупнокалиберным пулеметом, противотанковым ружъем, огнеметом. Всего было выпущено 17 тысяч машин на пяти заводах. ТТХ мотоцикла: длина – 2,1 м;, с коляской – 2,4 м; ширина – 0,8 м, с коляской – 1,6 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; высота сиденья – 0,8 м; клиренс – 135 мм; масса – 225 кг, с коляской – 350 кг; двигатель – двухцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 746 см³; мощность двигателя – 22 л.с; коробка передач – 4-скорстная; емкость бензобака – 22 л; расход топлива – 7 л/100 км; максимальная скорость — 95/119 км/ч; запас хода – 314 км.

Мотоцикл ТМЗ-53

Мотоцикл с приводом на колесо коляски был разработан в 1943 г. и был унифицировали с «М-72». Мотоцикл имел демультипликатор, задний мост с блокируемым дифференциалом и привод подрессоренного колеса коляски. Серийное производство машины не было начато. ТТХ мотоцикла: клиренс – 180 мм; дыигатеоль — двухцилиндровый, четырехтактный; объем двигателя – 1000 см³; мощность двигателя – 28 л.с; коробка передач – четырехступенчатая с задним ходом; максимальная скорость – 90 км/ч.

Мотоцикл М-73

В 1942-1944 гг. на Горьковском мотоциклетном заводе модернизировали «М-72». Новый мотоцикл получил: двухдисковое сцепление, изменённое передаточное отношение главной передачи и кожаную сумку на багажник. Модель «М-73» получила привод на колесо коляски. Привод был выполнен бездифференциальным, его включение производилось только в тяжёлых дорожных условиях. Тормоза действовали на все три колеса, тормоз колеса коляски приводился в действие тросом от ножной педали заднего тормоза. Серийное производство машины не было начато. ТТХ мотоцикла: длина – 2,4 м; ширина – 1,7 м; высота – 1 м; колесная база – 1,4 м; клиренс – 132 мм; масса — 355 кг; двигатель – двухцилиндровый, четырехтактный, верхнеклапанный; объем двигателя — 746 см³; мощность двигателя – 25 л.с; коробка передач – 4-скоростная; емкость бензобака – 21 л; максимальная скорость – 82 км/ч.

wwii.space

Мотоциклы Второй Мировой | SmolBattle


Великая отечественная война, кажется, была очень давно. Итог её мы все знаем (как говорится, у СССР первое место), остальное вроде бы не так важно. Что касательно мотоциклов – современные байкеры имеют представление об М-72 (он почитается на тусовках), но с ещё большим пиететом относятся к «Харлеям», которые тоже воевали с фашистами. Да, ещё многие знают, что М-72 был прародителем всего семейства советских «оппозитов» – Ирбитских «Уралов» и Киевских «Днепров», и в свою очередь копировал немецкий БМВ. Но вот какие ещё модели «встали под ружьё», как, когда и где было налажено производство? В блогах встречаются мнения, что в СССР не могли так быстро организовать выпуск, и мотоциклы собирались из немецких комплектов, которые выменивали на сырьё. Надо разобраться….

Если судить объективно, то предвоенный мотопарк СССР был малочисленным, в стране серийно выпускалось всего семь моделей на четырёх мотозаводах: Л-300, Л-8 (Ленинград), ИЖи 7-8-9 (Ижевск), ТИЗ-АМ-600 (Таганрог), ПМЗ-А-750 (Подольск). Они не были адаптированы для войны. По своей мощности, проходимости и эксплуатационным показателям никак не удовлетворяли требований мотоциклетных частей.

С 1932 года (раньше серийного производства в СССР не было) изготовили порядка 60 000 мотоциклов. Самыми массовыми были копии немецкого ДКВ модели «Люксус 300» конца 1920-х годов: Л-300 и ИЖи моделей 7, 8 и 9. Единственным мотоциклом с коляской был мотоцикл АМ-600 с мощностью четырёхтактного двигателя в 16 л.с. (другой «колясочник» ПМЗ-А-750 прекратили выпускать в 1939 году. Так что в предвоенном СССР фактически не было ни одной годной армейской модели. И с этим мотоциклетным парком СССР предстояло вступить в войну.
Предвоенный Мотопром СССР
ТИЗ-АМ-600 Таганрогский мотозавод

Л-300 «Красный Октябрь» Ленинград 1932–1939 18 985

Л-8 – “ – – “ – 1938–1941 1 860
ИЖ-7 Ижевский мотозавод Ижевск 1933–1937 5 581
ИЖ-8 – “ – – “ – 1938–1940 9 893
ИЖ-9 – “ – – “ – 1940–1941 6 225
ПМЗ-А-750 Подольский механический завод Подольск 1935–1939 4 626
Таганрог 1936–1941 12 392


Л-300 (Ленинград): 1 цил. 2Т, 293 см3, 6,5 л.с., 112 кг.


Л-8 (Ленинград): 1 цил. 4Т, 347 см3, 14 л.с., 150 кг.


ИЖ-8


ИЖ-9 (Ижевск): 1 цил. 2Т, 293 см3, 9,5 л.с., 137 кг.


АМ-600 с коляской (Таганрог): 1 цил. 4Т, 600 см3, 16,5 л.с.

ПЛАНЫ И РЕАЛИИ

3-я пятилетка (1938-1942 г.г.) должна была стать ударной для мотозаводов – планировалось подойти к рубежу 11 000 мотоциклов в год, где роль флагмана отводилась ИЖ-9 с новым 4-тактным мотором. Он мог быть полезен для разведки и связи, но не как основной армейский мотоцикл, поскольку не был рассчитан на коляску. Для армии нужен был мотоцикл с коляской, пригодный для универсального использования.

Создание мотоциклетных частей относится к 1940 г., когда Главное автобронетанковое управление Красной армии (ГАБТУ КА) разработало штаты, вооружение и оснащение мотоциклетных подразделений и частей. Тогда же провели государственные междуведомственные испытания 15 мотоциклов различных классов, чтобы выявить наилучший прототип для РККА. По надёжности, выносливости и эксплуатационным показателям победил мотоцикл германской армии БМВ-Р-71 с боковой коляской типа «Геленде». Конструкция прототипа допускала массовое производство, при этом имела целый ряд новшеств для СССР: дуплексную раму, пружинную свечную подвеску заднего колеса и телескопическую вилку, ножное переключение передач, карданную главную передачу.

Армейский мотоцикл должен быть мощным – чтобы перевозить трёх бойцов, прочным и надёжным. Таким был мотоцикл германской армии БМВ-Р-71, и должен был стать новый «Боевой конь» РККА, получивший обозначение М-72

Постановлением СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс от 4 марта 1941 г. за мотозаводами закреплялись модели для армии и устанавливались новые объемы выпуска. Ведущая роль отводилась мотоциклам М-72 – помимо Москвы, их предлагалось выпускать в Ленинграде (ЛМЗ, он же «Красный Октябрь»), Харькове (ХМЗ) и на Таганрогском инструментальном заводе № 65 им. Сталина (ТИЗ).
По замыслу руководства НКСМ (Народного комиссариата среднего машиностроения) уже в июне 1941 г. ЛМЗ, ММЗ и ХМЗ должны были выкатить 100 первых мотоциклов М-72, а до конца года – 32 000. Помимо этого, оставались в планах модели АМ-600 (Таганрог), Л-8 (Ленинград и Серпухов), ИЖ-9 и ИЖ-12 (Ижевск и Серпухов) – их общее количество 18 000. Всего же в планах 1941 года было изготовить 50 000 мотоциклов.

Планы наращивания мотопромышленности СССР (постановление СНК и ЦК ВКП(б) № 456-189сс 4.3.1941 г.).

БОЕВОЙ КОНЬ РККА

Никем не скрывалось, что мотоцикл М-72, принятый на вооружение перед самым началом войны, был «подсмотрен» у врага. Чем же он был хорош? Оппозитное (противоположное друг-другу) расположение цилиндров обеспечивало хорошее охлаждение потоком встречного воздуха и низкий центр тяжести. Надёжность достигалась подшипниками качения коленчатого вала, прерыватель, маслонасос, генератор приводились шестернями, чугунные цилиндры были покрыты антикоррозионным жаростойким черным лаком. Хотя конструктивно этот мотор не был передовым даже в своё время – применялся нижнеклапанный механизм (так называемый SV), цилиндры и головки из чугуна. При рабочем объёме 746 см3 (размерность 78х78 мм) достигалась мощность в 22 л.с. при 4600 об/мин, а наибольший крутящий момент составлял 4,0 кгс-м (3200 об/мин). Мотор был неприхотлив, невысокая степень сжатия 5,5-5,7 допускала работу на бензине с октановым числом 66. Немецкий мотоцикл свободно перевозил экипаж из трёх бойцов и стрелковое вооружение по любым дорогам.


Двигатель БМВ-Р-71 и М-72 – с оппозитным расположением цилиндров 4Т, 746 см3, 22 л.с.

Через нейтральные страны в СССР привезли пять экземпляров мотоцикла БМВ-Р-71 и в августе 1940 года организовали ЦКБ по мотоциклостроению (ЦКБМ) с целью до 1 ноября того же года изготовить комплект чертежей точной копии немецкого прототипа. Его назвали М-72 – буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.
В ЦКБМ одну полученную машину разобрали до последней детали и начали проводить «корректировку конструкторской документации». На деле это означало снижение требований к точности изготовления – чтобы заводы могли на своём оборудовании воспроизвести немецкие детали. В остальном была установка «в точности повторить конструкцию германского мотоцикла». Также в лабораториях Научного автотракторного института (НАТИ) исследовали химсостав почти сотни подлинных деталей и предложили эквивалентную замену на материалы в соответствие с ГОСТами СССР.
Работы велись с размахом, в производство М-72 было вовлечено несколько десятков заводов по всей стране. Головным назначили Московский мотоциклетный завод (ММЗ) – бывший велозавод. Автозаводу им. Сталина (ЗИС) предстояло изготовление двигателей, другое столичное предприятие – Автозавод им. Коммунистического интернационала молодёжи (КИМ) должно выпускать коробки передач для поставки на ЗИС. В помощь ЗИСу в Киеве на заводе мотоциклетных моторов (КЗММ) предстояло также выпускать двигатели для М-72. Делать коляски, а также карданные валы и колёса поручили Горьковскому автозаводу (ГАЗ), светотехнику передали в Киржач Владимирской обл., трубы для рамы – Харьковскому велозаводу (ХВЗ).
Несмотря на новизну заказа и большое число смежников, мотоцикл был создан «с нуля» менее чем за год и уже в начале 1941 года два опытных образца, вместе с эталонным БМВ-Р-71 продемонстрировали руководству страны в Кремле. Известный московский гонщик Борис Зефиров несколько раз объехал Царь-колокол. Генералы после недолгого обсуждения дали «добро» новому армейскому мотоциклу М-72.

Мотоцикл М-72, принятый на вооружение РККА. Вплоть до 1943 года запрещалось вносить изменения в конструкцию, которую заимствовали у БМВ-Р-71.


Мотоцикл М-72 без коляски.

Однако к началу Отечественной войны М-72 так и не успели запустить в серию. Только спустя два месяца Московскому и Харьковскому мотозаводам удалось начать выпуск М-72 в небольших количествах – изготовили 448 и 123 мотоцикла соответственно, чего было для Красной Армии явно недостаточно. До июля 1941 г. мотозаводы выпускали мотоциклы Л-8, ИЖ-9 и АМ-600.


М-72 с ружьём Симонова


Коляска под 82-мм миномёт.


Коляска модели ОМ под огнемёт.


Конец 1941 года. Первые изготовленные в Москве М-72 отправляются на фронт.

МОТОПРОМ С НУЛЯ

Стремительное наступление фашистов в июне–июле 41-го поставило крест на подготовке производства М-72 и заставило эвакуироваться на Восток. Там, на новых и совершенно неприспособленных площадях всё начинали «с нуля». Ленинградский мотоциклетный завод в июле переехал в Горький, на площади инструментального цеха завода «Красная Этна», туда же позже перевели Харьковский мотозавод. Таганрогский завод отправили в Тюмень, Серпуховский – в Ижевск, на площади мотоциклетного завода, который в свою очередь переключили на выпуск станковых пулемётов типа «Максим». Московский завод – головной по М-72, в ноябре 1941 г. эвакуировали в Ирбит, на площади бывшего пивоваренного завода. Всего же на ММЗ успели выпустить 2 412 мотоциклов М-72.
Ветераны вспоминают: эвакуацию проводили в спешке – за несколько суток, на морозе и при бомбёжках. В вагоны, и даже на открытые платформы грузили оборудование и уже изготовленные узлы (так называемую «незавершёнку»). Затем эти эшелоны месяц, а то и два добирались до пунктов назначения на Востоке страны. Туда же направили и специалистов, малую часть от требовавшихся – остальных призвали на фронт.
Производственная кооперация мотоцикла М-72, едва сложившаяся до войны, была нарушена. На новых местах фактически не было ничего: электроэнергии; литейных, кузнечных и инструментальных цехов, станочного оборудования. Да и работать было некому, не говоря уж о специалистах. Восполнять кадры приходилось за счёт женщин, взрослевших школьников и инвалидов войны, способных работать в условиях военного времени при 10–12 часовом рабочем дне.


К производству мотоциклов привлекали парней и девчат, работали по 10-12 часов

В 1942 году наладили выпуск М-72 в Ирбите на ИрбМЗ и Горьком (ГМЗ), изготовив 1587 и 1284 мотоциклов соответственно. В Тюмени на ТМЗ не смогли освоить выпуск М-72, выпустили лишь 187 АМ-600, в основном из «незавершёнки» из Таганрога. Зато специалисты спроектировали новое двухдисковое сцепление (на М-72 было однодисковое), а позже построили опытный мотоцикл с приводом на колесо коляски.


Опытный ТМЗ-53 с приводом на колесо коляски.

Таким образом, всего в Красную Армию в 1942 году поступило около 7430 мотоциклов. В 1943 г. выпуск мотоциклов на ГМЗ и ТМЗ несколько снизился, а на ИрбМЗ – вырос. Спасало положение и то, что существенно возросли поставки мотоциклов по Ленд-лизу. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана). Фактически заводы перешли на нормальный ритм работы.


Выпуск мотоцикл М-72 в ходе ВОВ.

С МИРУ ПО НИТКЕ

Поступление мотоциклов от промышленности в 1941-42 годах совершенно не удовлетворяло потребностей Красной Армии. Поэтому уже в январе 1942 года вышло постановление Государственного комитета обороны (ГОКО) № 1106сс, обязывавшее Наркомвнешторг закупить в Америке и Англии 20 000 мотоциклов с колясками, состоявшие на вооружении армий этих стран. Сначала Английское правительство в поставке мотоциклов отказало, а Военный департамент США предложил мотоциклы «Индиан» модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20. Все они были без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский «Харлей-Давидсон», которого Нарксмвнешторг «выбил» только в 1943 году (за оставшиеся годы войны их ввезли рекордное число – 21 572 шт.). Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног.


Велосетт» (Англия): 1 цил. 4Т, 350 см3, 16-18 л.с.


«Матчлесс» (Англия): 1 цил. 4Т, 350 см3, 14-15 л.с.


БСА М-20 (Англия): 1 цил. 4Т, 500 см3, 12 л.с.


Десантный «Эксцельсиор»


«Индиан» (США): V2, 4Т, 500 см3, 14-16 л.с.


«Харлей-Давидсон» (США): V2, 4Т, 750 см3, 25 л.с.


Харлеевский V-твин выполнялся отдельным агрегатом от коробки передач и сцепления.
Советские специалисты отмечали несовершенство конструкции «Харлей-Давидсона» и «Индиана» по сравнению с немецкими машинами (параллелограммная вилка, жёсткая задняя подвеска), повышенный расход горючего. «Индианы» шли с маломощными 500-кубовами V-образными двигателями, не имели заднего седла, и управление было неудобным. Тем не менее, их поставки отчасти закрывали провалы в выполнении планов выпуска М-72. Также надёжность узлов и механизмов была выше, чем у М-72. Однако «наш» мотоцикл был не так требователен к обслуживанию и допускал ремонт в полевых условиях. У М-72 все три колеса были взаимозаменяемы, а у импортных – нет.
Сборкой занимались Серпуховский и Московский мотозаводы, а так же Бронетанковоремонтный завод (БТРЗ) № 20. Он находился в Москве на территории Всесоюзной сельскохозяйственной выставки (ВСХВ) и занимал участок, принадлежавший киностудии «Мосфильм».
На БТРЗ № 20 технику сначала разбирали на детали, промывали и сортировали. Двигатели собирали в моторном цехе из годных или восстановленных деталей. Каждый мотор проходил сначала 8-часовую холодную обкатку, затем 4-часовую горячую. В сборочном цехе работало два тележечных конвейера, на первом собирали «одиночки», на втором – М-72. Месячный план составлял 300 машин, то есть по 10 в день без выходных. Всего же в 1942 г. на БТРЗ № 20 восстановили более 3000 отечественных мотоциклов – то есть практически столько же, сколько вместе выпустили новых мотозаводы Горького и Ирбита.


Сборка М-72 после ремонта на БТРемзаводе № 20.


Импортные мотоциклы на БТРемзаводе №20 готовы к отправке на фронт.

Импортные мотоциклы, безусловно, были крайне нужны. Но – все они поступали без колясок, и для полноценного использования требовалось организовать их выпуск в огромных количествах. Использовали те же коляски, что и на М-72, специальные кронштейны с шарнирами для крепления колясок приваривали к рамам на тех же заводах, где осуществляли сборку.


«Харлей-Давидсон» дооборудованный коляской и задним седлом от М-72.


Выпуск колясок для импортных мотоциклов.

ОГЛЯДЫВАЯСЬ НАЗАД
В большой войне не было мелочей, и мотоциклы сыграли в ней свою роль. Мотоциклы в Отечественной войне успешно применялись в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Москвой, Сталинградом, Ярцево, Веной и на территории Германии. Мотоциклетные части, обладая большой подвижностью, огневой мощью, были способны в качестве передового отряда решать различные боевые задачи. Они применялись не только как средство передвижения, связи, разведки, но также для удержания и закрепления захваченной у противника местности и самостоятельных действий на флангах противника. Вот несколько фактов.
Мотоциклетные подразделения совместно с танковыми частями наносили серьезные удары по противнику, нарушая его коммуникации. В октябре 1941 года, когда гитлеровская армия рвалась к Москве, на одном направлении создалась для наших частей напряжённая обстановка. Для ликвидации прорыва противника был вызван 36 мотоциклетный полк, который пройдя за 19 часов непрерывного марша 500 км без всякого отдыха, вступил в бой, остановил немецкие войска и в течение четырёх суток, до прихода главных сил, отбивал яростные атаки противника.
Под Сталинградом 8-ой Мотоциклетный полк, действуя в качестве передового отряда крупного танкового соединения, после прорыва танками обороны противника, совершил глубокий рейд в тыл немецких войск, наступавших на Сталинград и решительными действиями парализовал тылы противника на важном участке.

За годы войны в СССР ввезли 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов – намного больше, чем произвели своих М-72 (около 17 тыс. шт.). Несмотря на трудности освоения нового армейского мотоцикла М-72, он сыграл замечательную роль в великой Победе. А его производство и полученный опыт намного продвинули вперёд мотоциклетную технику страны. М-72 не только «встал в строй», но его потомки пережили СССР и до сих пор выпускаются в России.


Эксклюзивный Ural M70 Limited Edition 2012 года, потомок славного М-72.

http://motosaratov.ru/topic6124.html








мотоцикл М-72 (музей ретро-автомобилей в Зеленогорске)

 

smolbattle.ru

Как у Красной Армии появились военные мотоциклы

Сегодня мой рассказ о мотоциклах-солдатах Великой Отечественной войны, об их создателях и о появлении новых мотозаводов.

Колонна Красной Армии в 1945 году

Из фильмов про войну мы все помним, что немецкие войска часто использовали мотоциклы. Мотопехота вермахта совершала стремительные броски, а колонна мотоциклистов могла легко застать врасплох подразделения Красной Армии в тылу. Притом, мотоциклы вермахта довольно легко преодолевали бездорожье, могли проходить эшелонированную оборону и просачиваться сквозь леса.

К тому же, немецкий мотоцикл с боковой коляской представлял собой довольно серьезную боевую единицу. Как правило, в коляске был пулеметчик с ручным пулеметом MG-34 и он мог вести огонь на ходу и в направлении наступления. Сбоку его поддерживали уже огнем из автоматов.

Были версии немецкой мототехники с установленными минометами, огнеметами и ручными фауст-патронами (гранатометами). К тому же тяжелый немецкий мотоцикл мог буксировать даже легкие артиллерийские орудия или везти прицеп с боеприпасами. Одним словом, мотоцикл у немцев был довольно серьезной боевой единицей.

Тяжелый мотоцикл Zundapp

Вермахт в Великую Отечественную войну использовал несколько видов тяжелых мотоциклов. Самыми распространенными были ВМW R75, BMW R71 и Zundapp КS750. Одиночные легкие мотоциклы, как правило, были марки DKW или BMW.

Немецкие мотоциклисты на учениях должны были поменять колесо на ходу

В Красной Армии мотоциклетную тему откровенно проспали. Долгие годы считалось, что нужно делать ставку на кавалерию, а не на мототехнику. Поэтому мотоциклы до войны в войсках были, но в несоизмеримых с немцами количествах. Зачастую, на них ездили посыльные, адъютанты и редко когда офицеры. И только после молниеносной оккупации Германией Польши, в Красной Армии спохватились и принялись спешно формировать мотоциклетные подразделения, как самостоятельные боевые единицы.

Довоенный советский мотоцикл АМ-600 — двойник английского мотоцикла BSA модели Sloper с 600-кубовым нижнеклапанным двигателем

Но дело в том, что в предвоенном СССР существовала лишь одна модель мотоцикла мало-мальски подходящая под армейские задачи – этоТИЗ АМ-600 с коляской «Таганрог» и двигателем 16 л.с.

На начало войны каждый из 29 механизированных корпусов Красной Армии имел свой мотоциклетный полк, вооруженный даже минометами. Звучит грозно, но по факту они лишь начинали формироваться и состояли из техники Л-8, Иж-9 и АМ-600. А некомплект по технике достигал до 80%.

Бойцы Красной Армии на мотоцикле ТИЗ АМ-600

Но что тогда могли противопоставить в СССР против германской мототехники? Немногочисленную мотопехоту на ИЖах, ПМЗ, ТИЗ (в год в СССР тогда выпускали всего 5 тыс. мотоциклов и мотовелосипедов, тогда как в Германии делали по 200 тыс. мотоциклов уже в 1938 г). Производства тяжелых мотоциклов "Днепр" и "Урал" в СССР тогда еще не было. Та же ВМW за годы войны выпустила 16 510 мотоциклов только одной модели R 75, а Zundapp KS 750 — 18 635 шт.

BMW R71 — прародитель М-72

На начало1941 года аналогов немецкой мототехники в Красной Армии были считанные единицы и то, если считать таковыми слабые ТИЗ АМ-600. Само решение в СССР о производстве специального армейского мотоцикла было принято лишь в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R71, который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции, разобраны до винтика и по ним изготовлены чертежи.

Боевые М-72

Московские, харьковские, ирбитские и другие

М-72 С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 должно было развернуться на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ), но до войны успели сделать лишь несколько опытных экземпляров. Кстати, название М-72 расшифровывается очень легко : буква «М» – это обозначение места производства – Москва, а цифра – номер следующего поколения, относительно немецкого R-71.

М-72 мог нести и противотанковое оружие

По кооперации московский завод ЗИС (в последствии ЗИЛ) разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (в последствии завод АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Параллельно производство М-72 организовывали на Харьковском мотоциклетном заводе. Каждый М-72 являлся носителем стрелкового оружия, поэтому по классификации ГАБТУ РККА он классифицировался как «бронетехника». Всего же в 1941 году в Москве и Харькове успели изготовить 448 и 123 мотоцикла соответственно, Этого катастрофически не хватало для армии.

Харьковский мотовелозавод выбрали для производства М-72 вовсе не случайно. Здесь было развитое производство рам, конвейер и близость к остальным поставщикам. Двигатели для харьковских М-72 делали в Киеве, Но ХВМЗ успел выпустить лишь 123 мотоцикла, когда немцы подошли к городу. Производство спешно эвакуировали в Горький на территорию завода «Красная Этна». Третьим производителем военных М-72 должен был стать ленинградский завод «Красный Октябрь», но и он успел выпустить лишь несколько экземпляров армейских мотоциклов, как в срочном порядке оборудование пришлось эвакуировать в Горький. На территорию Тюменского мотозавода эвакуировали и оборудование из Таганрога, где выпускали АМ-600.

М-72 едут на фронт

Осенью 1941 года, когда немцы вплотную подошли к Москве, было принято решение об эвакуации и последнего действующего производства мотоциклов на Урал. В город Ирбит на территорию пивоваренного завода перевозили оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Новый завод расположили прямо на земле, а уже вокруг строили новые цеха. Но какой же трудовой подвиг совершили люди, если 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить уже в Ирбите. Подчеркну, что старт производства был дан зимой, когда еще не успели достроить здания цехов!

Колонна М-72

И с тех пор военные М-72 начали поступать в Красную Армию. Сначала единицами, затем десятками, потом сотнями. В 1942 году предприятия смогли выпустить уже несколько тысяч мотоциклов. В 43-м выпуск М-72 не намного увеличился, и лишь 1944 стал рекордным – два мотозавода: в Горьком и Ирбите сделали 5380 мотоциклов (90 % годового плана).

Экспериментальный внедорожный ТМЗ М-72 с приводом на коляску

К ним вскоре подключился и Тюменский мотозавод. Именно там разработали внедорожный М-72 с приводом на колесо коляски. Всего же за годы войны М-72 было выпущено около 17 тыс. штук. Конечно, их было несоизмеримо мало в сравнении с немецкими BMW на полях той войны, но именно с таких небольших трудовых подвигов и ковалась тогда Великая Победа.

Ленд-лиз

Indian 741- B

Но стоит отметить, что весомый вклад в победу внесла техника, поставляемая от союзников по ленд-лизу. Всего за годы войны СССР получил 29 690 (в другим данным 29 994) импортных мотоциклов для нужд армии. Еще почти 5 тыс. были отправлены в органы НКВД.

Военный департамент США предложил мотоциклы Indian модели 741-Б без коляски. Они были закуплены и стали поступать с конца 1942 года, и до конца войны их ввезли 6759 штук. Позже англичане выделили 727 мотоциклов «Велосетт», 200 «Матчлесс» и 679 БСА модели М-20.

Harley-Davidson WLA-42 был самым массовым мотоциклом Красной Армии в конце войны

Все они шли в Союз без колясок. Но самым массовым импортным мотоциклом стал американский Harley-Davidson WLA-42, который стал поступать с 1943 года. Их было ввезено 21 572 шт. Модель с 750-кубовым V-образным мотором мощностью 25 л.с. оборудовалась высоким «ветровиком», кожаными боковыми сумками, площадками для ног. В армии он получил прозвище "Валуй".

Импортные мотоциклы собирали в Серпухове и Москве. Но к сожалению, для установки коляски подходил лишь Harley-Davidson и Indian – остальные были маломощными. Коляски к Харлеям цепляли от советских М-72 или АМ-600, а иногда просто крепили сварной каркас из труб и так и отправляли на фронт. Как признавали сами бойцы, американские мотоциклы значительно уступали по надежности и характеристикам немецким, да и М-72 был куда более практичным.

Уже ближе к концу войны, мотопехотные подразделения начали формировать на трофейных мотоциклах BMW и Zundapp. Их также часто использовали в РККА при частях как вспомогательный транспорт.

М-72

Мотоцикл М-72 был вполне современным и продуманным. К примеру, рычаги на руле были расположены концами не наружу, а во внутрь: при падениях уменьшался риск их повреждения. При езде с коляской было удобно переключать передачи не ногой, а расположенным справа от коробки коротким рычагом с шишечкой на конце. На мотоцикл устанавливались ящики для боеприпасов и ЗИП, специальные кронштейны с поворотным устройством для закрепления ручного пулемета (вертлюг). Пулемёт Дегтярёва крепился сошками к пластине вертлюга, что облегчало его транспортировку и позволяло вести огонь с места и даже на ходу. Трубчатые кронштейны спереди и сзади коляски, в которые вставлялся вертлюг, позволяли вести огонь, как по ходу мотоцикла, так и назад.

М-72 был и истребителем танков

М-72 комплектовался оппозитным двигателем воздушного охлаждения рабочим объемом 745,42 см³ и мощностью 22 л.с. при 4600 об\мин. Диаметр цилиндра 78 мм. Степень сжатия 5.5. Ход поршня 78 мм. Клиренс 135 мм. Масса — 380 кг.

Мотоцикл комплектовался 6-вольтовым электрооборудованием и генератором Г-11, 45 Вт. Запас топлива 22 л. Расход топлива 7 л/100 км. Максимальная скорость 85 км/ч. По тем временам – это был очень прогрессивный и современный мотоцикл, конструкция которого и компоновочная схема прожила на конвейерах разных заводов почти 80 лет! А в том же Ирбите до сих пор выпускают специальные реплики легендарного М-72 под брендом "Урал".

Горьковские и Киевские мотоциклы М-72

Как я уже писал выше, одновременно с Ирбитом, производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», впоследствии названный Горьковским мотоциклетным заводом (ГМЗ). Он также делал мотоциклы М-72 всю войну. Уже в 1949 году ГМЗ был реорганизован, а его производство решено было перенести в Киев на мощности, созданного в 1945 году, Киевского мотозавода. Тогда из Горького в Киев прибыло и около 100 специалистов и инженеров ГМЗ для организации выпуска тяжелого мотоцикла М-72. Подчеркнем, именно М-72, который уже 9 лет как выпускался в СССР.

Копировали немецкие BMW не только в СССР. Сами американцы в 1942-м спешно выпустили оппозитный Harley-Davidson XA для армии. Но в США оппозит не пошел и считается довольно редким

Так, что выпуск в Киеве мотоциклов с коляской был организован вовсе не пленными немцами из BMW, как пишут в некоторых источниках, и вовсе не на оборудовании BMW. Выпуск колясочных М-72 в Киеве стартовал в 1951 году ( спустя 10 лет от начала первых М-72) и продолжался до 1958 года, когда его сменила более прогрессивная модель К-750. Киевский М-72 имел тот же двигатель 750 см3, 22 л.с., как и остальные мотоциклы этой серии других заводов. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства в начальные годы не было. До 1955 года мотоциклы М-72 поступали только в армию, и лишь через 10 лет после окончания войны разрешили их продажу населению. Поэтому большинство М-72 у коллекционеров именно из частных владений и моложе 1955 года, а не из армии.

КМЗ К1-Б Киевлянин — по сути тот же Wanderer

Но немецкие «корни» и оборудование в Киеве все же были. Правда, другой немецкой марки – Wanderer. В 1945 году, когда в Киеве на базе бывшего Бронетанкового ремонтного завода № 8 был организован мотоциклетный завод, изначально он был ориентирован на выпуск легкого мотоцикла Wanderer-1Sp на оборудовании, полученном по репарации из Германии. Именно эту модель под названием «Киевлянин» К1-Б, а также мотоколяску для инвалидов войны К1-В и выпускал КМЗ до 1952 года.

Но под выпуск тяжелых мотоциклов с коляской Киевский мотозавод реконструировали и значительно расширили. И тогда же началась легендарная история КМЗ, как производителя всем известных мотоциклов с коляской. И началась она тоже с М-72. К середине 50-х сформировалось два ключевых завода по производству тяжелых мотоциклов М-72 — ИМЗ и КМЗ. Эту специализацию они сохранили и в 2000-х.

М-72 выпускали на 7-ми заводах

Ну а если оценивать вклад М-72 в победу, то вопреки скептикам, которые наверняка скажут о малом их количестве в войсках, известно о нескольких ключевых операциях, где воины-мотоциклисты особо отличились. Первый раз эффективно мотопехоту Красной Армии применили еще при обороне Москвы в 1941 году и сорвали наступление немцев. Но М-72 — это не только военный, но еще и трудовой подвиг. Подвиг безымянных рабочих, инженеров и руководителей эвакуированных заводов, которые в невероятных условиях создавали мотоциклы для фронта. Они тоже ковали будущую Победу.

avtotema.mediasalt.ru

как мотоциклы использовали в военных действиях

С момента приручения лошади и изобретения колеса человек использовал все возможные средства передвижения в военных целях. Колесницы, телеги, автомобили. Не обошла эта участь и мотоцикл. Мы решили разобраться в эволюции военных мотоциклов от первых моделей с начала XX века до наших дней

Первым военным «мотоциклом» принято считать представленный в 1898 году Фредериком Симсом Motor Scout. Пальма первенства в данном случае досталась британскому детищу спорно, так как изобретение Симса имело четыре колеса, однако по всем остальным показателям это был именно мотоцикл. Имея в своей основе велосипедную раму и седло, Motor Scout Симса был оснащен полуторасильным двигателем французской фирмы De Dion-Bouton , пулеметом системы Максима и бронированным щитком, который защищал грудь и голову стрелка. Помимо водителя-стрелка, Motor Scout мог нести на себе 450 килограммов снаряжения и топлива, которого ему было достаточно на 120 миль пробега. К сожалению, в связи с окончанием Англо-бурской войны изобретение Фредерика Сима не получило широкого распространения в армии.


MOTOR SCOUT


Первая мировая война

К началу Первой мировой войны идея ввести мотоциклы в армию окончательно укоренилась в умах военачальников всех прогрессивных стран. Основной причиной этого стала вполне рациональная задумка заменить лошадей моторизированной техникой. Именно благодаря этому первыми в армии мотоциклы получили курьеры и вестовые солдаты, однако многие армии не стали ограничивать себя только таким их использованием. Первые мотоциклы, усиленные пулеметами, появились в германской армии. В отличие от изобретения Симса, это были модернизированные гражданские мотоциклы, которые не отличались хорошей броней. Стоит заметить, что попытки создать бронированный мотоцикл продолжались вплоть до пятидесятых годов XX века, однако ни к чему так и не привели. Несмотря на этот недостаток, немецкие «передвижные пулеметные точки» были успешно применены в некоторых операциях на фронтах Первой мировой.

Следующим шагом в развитии военной мототехники стало вполне логичное появление передвижных ПВО. Авиация уже перестала использоваться только в качестве разведки и стала эксплуатироваться наравне с остальной техникой в боевых действиях. В связи с этим появилась потребность отбивать атаки с воздуха, для чего на мотоциклы установили крупнокалиберные пулеметы.

К сожалению, на протяжении Первой мировой войны мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов, в том числе и топлива для остальной техники.

В Первую мировую мотоцикл редко выходил на поле боя. Основным его занятием была перевозка раненых, курьерская служба и оперативная доставка различных грузов.

Послевоенная лихорадка

После окончания Первой мировой войны все страны-участницы, по достоинству оценившие все плюсы мототехники на поле боя, начали разрабатывать новые виды мотоциклов. Многие из них были чересчур футуристичны для своего времени. Так, например, в 1928 году французы представили новый мотоцикл Mercier. Основным его отличием от прочих коллег по цеху являлось переднее гусеничное колесо, что для того времени казалось весьма свежей идеей. Позже, в 1938 году, также француз, инженер Леэтр, представил свой мотоцикл под названием Tractorcycle. Как следует из названия, Леэтр модернизировал модель 1928 года, сделав свой мотоцикл целиком на гусеничном ходу. Казалось бы, легкая броня и высокая проходимость должны были сделать эту модель идеальным военным мотоциклом, однако существовал ряд серьезных недочетов: большой вес (400 килограммов), низкая скорость (при моторе мощностью 500 кубических сантиметров он развивал скорость всего лишь 30 км/ч) и плохая управляемость. Так как поворот мотоцикла осуществлялся изгибанием гусеницы, при повороте мотоцикл был крайне неустойчив. Позже Леэтр добавил в свою конструкцию боковые колеса, но армия так и не заинтересовалась его разработкой.

Нестандартную модель военного мотоцикла создавали и в Италии. Конструкторы компании Guzzi представили трицикл, оснащенный пулеметом и все тем же бронещитом, однако отличительной чертой этого мотоцикла было то, что пулемет оказался направлен назад и развернуть его не было никакой возможности.

В Бельгии тоже пытались создать что-то оригинальное, и в 1935 году концерну FN это удалось. Бельгийские конструкторы представили более простую модель бронированного мотоцикла M86. По сравнению с остальными европейскими «коллегами» M86 получился удачным: мотоцикл был оснащен форсированным двигателем на 600 кубических сантиметров, усиленной рамой, бронелистами, закрывавшими мотоцикл и водителя по бокам и спереди. Также M86 мог нести с собой целиком закованную в броню коляску, на которую был установлен пулемет системы Браунинга. За все время производства было произведено около 100 подобных мотоциклов, которые стояли на вооружении таких стран, как Румыния, Боливия, Китай, Венесуэла и Бразилия. К сожалению, ни одного экземпляра не сохранилось.

Помимо различных малоприспособленных для жизни идей, развивалась и «обычная» мотоиндустрия. Особенно ярко это было заметно в Германии. После окончания Первой мировой войны по условиям мирного договора Германии было запрещено производить все виды вооружения, однако про мототехнику не было ни слова. В связи с этим в Германии начался настоящий рассвет мотостроения. Основным фактором для развития этой сферы являлось то, что мотоцикл мог приобрести средний житель разоренной страны, тогда как автомобиль оставался уделом богатых. Именно это и подстегнуло компанию BMW переключиться с производства запчастей для поездов на мотоциклы и вступить в состязание со вторым крупным производителем мотоциклов в Германии, фирмой Zundapp.

Поначалу BMW не представили ничего нового, устанавливая на свои мотоциклы оппозитный двигатель М2 В15, который фактически копировал английский мотор Douglas, но уже к 1924 году инженеры представляют созданный с нуля первый серийный мотоцикл BMW R32.

Но время шло, и с начала 1930-х годов баварский концерн понял необходимость создания специализированного военного мотоцикла. Именно таким стал BMW R35. В отличие от свих предшественников он имел телескопическую переднюю вилку и более мощный двигатель, объемом 400 кубов. Важным моментом для армии являлась карданная передача, которая отличалась высокой износостойкостью относительно цепной. Конечно, были у R35 и «старые болячки», например жесткая задняя подвеска. Иногда при больших нагрузках рама лопалась, но это не помешало R35 встать в строй. Этот мотоцикл пользовался успехом как в пехоте, моторизированных частях и медсанбатах, так и в полиции. Производство BMWR35 продолжалось до 1940 года, после чего он уступил место узкоспециализированным военным мотоциклам.


БЕЛЬГИЙСКИЙ FN M86


НЕМЕЦКИЙ BMW R32


BMW R35

Одновременно с моделью R35 BMW выпускал модель R12. Фактически это был улучшенный вариант R32. Мотоцикл имел двигатель объемом 745 кубических сантиметров и телескопическую вилку с гидравлическими амортизаторами, что делало его на класс выше, чем R35. Создавая военную версию R12, из конструкции был удален один из двух карбюраторов, что понизило мощность с 20 лошадиных сил до 18-ти. Благодаря низкой цене и хорошим показателям, модель R12 стал самым массовым мотоциклом в немецкой армии. С 1924 года по 1935-й было выпущено 36000 таких мотоциклов. Как и большинство мотоциклов фирмы BMW, R12 выпускался как «соло», так и с коляской. Выпускаемая фирмой «Royal» она была любопытна тем, что не имела ни одного сварочного шва и обладала специально разработанной рессорой для бережной транспортировки раненых.

Последним, но не менее интересным мотоциклом, в ветке довоенных BMW была модель R71. Выпускаемый с 1938 года в четырех модификациях, он был родоначальником советского военного мотопроизводства.

Помимо BMW, в промышленной гонке участвовал и вышеупомянутый мотоконцерн Zundарр, который так же выполнял государственные заказы. Zundарр поставлял три основные модели: К500, КS600 и К800. Большой популярностью среди солдат пользовалась модель К800 с коляской. Благодаря своей дешевизне они легко попали «на вооружение», однако из всей ветки, представленной фирмой Zundарр, только К800 мог состязаться с BMW R12. Также К800 был интересен тем, что только это единственная четырехцилиндровая модель, стоявшая на вооружении в германской армии. Эта особенность была отчасти и недостатком, так как задние цилиндры у К800 плохо охлаждались, что приводило к частому замасливанию свечей.

В России же в ходе и после окончания Первой мировой войны своего мотопроизводства практически не было. Так продолжалось вплоть до 1930-х годов. Именно тогда, в момент технического переоснащения Красной армии, появилась потребность в собственном мотоцикле, который мог бы перенести все тяготы русской погоды. Первыми специально разработанными для армии отечественными мотоциклами были Л300 и ХМЗ 350. Фактически ХМЗ 350 был копией американского Harley-Davidson, однако российский аналог сильно уступал в качестве западному мотоциклу, и от него было решено отказаться. На его замену встал выпускаемый с 1931 года ТИЗ-АМ600. Этот мотоцикл был разработан и поставлялся только в армию. Являясь сочетанием «Харлея» и некоторых британских веяний, ТИЗ-АМ600 был собственной разработкой отечественного автопрома, хоть и не особо выдающейся.

В 1938 году отечественные КБ представляют сразу несколько моделей: Иж-8, Иж-9 и Л-8. Самым ярким и удачным среди представленных мотоциклов был Л-8. Относительно мощный верхнеклапанный двигатель в 350 кубических сантиметров был гордостью отечественного мотопроизвоства. Но несмотря на то что модель Л-8 выпускалась сразу на нескольких заводах по всей России, мотоцикл не отвечал всем потребностям армии. Связано это было с тем, что каждый завод вносил свои поправки в проект мотоцикла, что привело к отсутствию унификации в запчастях и превратилось в серьезную проблему в боевых условиях.


НЕМЕЦКИЙ ZUNDАРР К800



СОВЕТСКИЙ ТИЗ-АМ600



СОВЕТСКИЙ Л-8


Вторая мировая война

Kraftrad («силовое колесо») — именно так в Германской армии называли мотоциклы. Именно отсюда появилось сокращение «Krad» или буквы «К» и «R» в обозначении некоторых мотоциклов. Но обо всем по порядку.

С 1940 года в германской армии начались настоящие реформы. Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов. Первыми и единственными в своем роде стали два мотоцикла: BMW R75 и Zundapp KS750. Это были специально разработанные для передвижения по бездорожью «тягловые лошадки». Оборудованные приводом колеса коляски и специальной скоростью для бездорожья, оба мотоцикла зарекомендовали себя как нельзя хорошо. Однако из-за высокой цены эти мотоциклы поставлялись сначала в африканский корпус и парашютно-десантные части, а после 1942 года в войска СС. Также в 1942-м было принято решение выпускать новый усовершенствованный мотоцикл Zundapp KS750 с коляской BMW 286/1, но, к сожалению, этой модели так и не удалось увидеть свет. Его производство должно было начаться после выполнения заказа на производство 40 тысяч R75 и KS750, которых за все время войны было выпущено всего около 17 тысяч.

Чем-то абсолютно новым для немецкой армии стал полугусеничный мотоцикл Sd. Kfz. 2, известный как Kettenkrad. Выпускаемый с 1940-го по 1945-й, Kettenkrad был предназначен для передвижения легких орудий и был больше тягачом, нежели мотоциклом. Внутри этой модели стоял полуторалитровый двигатель фирмы Opel. Всего за годы войны было произведено 8733 подобных агрегатов, которые в основном поставлялись именно на восточный фронт. Гусеничная тяга прекрасно справлялась с русским бездорожьем, но были у них и свои недостатки. Kettenkrad часто переворачивался на резких поворотах, а из-за системы посадки водитель не мог быстро спрыгнуть с мотоцикла. Также на Sd. Kfz. 2 нельзя было заезжать на возвышенности по диагонали.

Несмотря на успех почти всех довоенных моделей BMW и Zundарр, командование требовало от производителей абсолютно нового класса: тяжелых мотоциклов.

О появлении полноценного мотоцикла в российской армии существует легенда: Когда в 1940 году комитету по бронетанковым войскам были представлены все новейшие моторазработки почти всех стран, кто-то из высокопоставленных военных чинов спросил: «На чем наступают немцы?» В ответ ему указали на BMW R71. С этого момента началась разработка мотоцикла М72. Первая партия этих мотоциклов вышла с конвейера в июле 1941 года, уже после вторжения германских войск на территорию СССР. М72, фактически не отличался от R71: он имел простую конструкцию, оппозитный нижнеклапанный двигатель, обеспечивающий низкий центр тяжести, обладающий мощностью в 22 л. с., дуплексную трубчатую раму с использованием труб переменного сечения, переднюю вилку с гидравлическими амортизаторами, карданный привод заднего колеса и питание каждого цилиндра от самостоятельного карбюратора. Конечно, мотоцикл был не быстрым (максимальная скорость М72 — 90 км/ч), но с высоким крутящим моментом, что было большим преимуществом для военной машины.

BMW R71 произвел впечатление и на американских конструкторов. Так, двухцилиндровый двигатель R71 с четырехступенчатой коробкой передач и привод карданным валом на заднее колесо американское производство «посадило» на классическую основу фирмы Harley-Davidson, получив при этом новый мотоцикл Harley-Davidson 42ХА. В основном этот мотоцикл использовался в Северной Африке. В то же время на конвейер встал и Harley-Davidson WLA42. Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL и отличался от своего «мирного брата» только усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя. Также на нем были установлены багажник, кожаные кофры и кобура для автомата Thompson М1А1. Внутри же мотоцикл имел V-образный двухцилиндровый двигатель на 740 кубических сантиметров, что позволяло ему развивать внушительную для того времени скорость в 110 км/ч.

WLA42 поставлялся и советскую армию, где на него часто ставили коляску от отечественных моделей. Однако американцы поставляли в союзные армии и другие мотоциклы, такие как Indian, модели 741 Military Scott и Harley-Davidson WLA45.

Военный мотоцикл WLA42 был потомком гражданского Harley-Davidson WL. Он отличался от своего «мирного брата» усиленными крыльями, воздушным фильтром с масляной ванной и другими сапунами картера, которые не позволяли грязи попадать внутрь двигателя.

Армейские мотоциклы после войны

После окончания Второй мировой войны и окончательного распила Германии между странами-союзницами на арену снова вышел BMW R35, выпускавшийся немцами с 1935-го по 1940-е годы. В советской оккупационной зоне выпуск R35 возобновился в городе Айзенах в 1946 году. Безусловно, мотоцикл был доработан и изменен. В нем сменили электрооборудование и систему питания, а также добавили заднюю подвеску. Именно таким он и начал поступать в СССР. Мощный и неприхотливый, он пользовался большим спросом. Примерно то же самое происходило и с остальными мотоциклами Второй мировой. Их перекраивали и меняли, но суть оставалась та же.

Серьезной новинкой стал показанный в 1995 году «Урал» ИМЗ-8.107, который по сей день пользуется большим спросом. Оснащенный коляской Gear-Up, этот мотоцикл представляет собой дефорсированную версию гражданского ИМЗ-8.017. Этот мотоцикл может быть оснащен пулеметом, что делает его отличным экземпляром военного мотопроизводства.

Также сейчас популярен армейский Harley-Davidson с двухтактным одноцилиндровым двигателем «Ротакс» на 350 кубических сантиметров. Эта модель широко распространяется по всему миру и используется как мотоцикл разведки или сопровождения. Однако, как и большинство современных военных мотоциклов, «Харлей» имеет недостаток: он использует топливо JP-8. По своему составу JP-8 больше похоже на смесь авиационного керосина с дизельным топливом, что делает его непригодным для использования с обычными бензиновыми двигателями. Но есть и исключения. К примеру, мотоцикл HDT M103M1, созданный на базе известного Kawasaki KLR650, использует простое дизельное топливо, что является неоспоримым преимуществом. Также этот мотоцикл может похвастаться высокой экономичностью. При средней скорости 55 миль в час он проходит 96 миль на одном галлоне топлива.


«УРАЛ» ИМЗ-8.107


topwar.ru

Военные мотоциклы: фото, описание, назначение

Считается, что первые военные мотоциклы были созданы в 1898 году Фредериком Симсом. Машина оснащалась четырьмя колесами, рамой велосипедного типа, седлом, силовым агрегатом мощностью 1,5 лошадиных силы. Motor Scout, а именно такое наименование получила техника, в качестве вооружения оборудовался пулеметом «Максим», бронированным щитком для защиты верхней части туловища водителя-стрелка. Аппарат был в состоянии транспортировать почти 0,5 тонны снаряжения, боеприпасов и прочего груза. Одной заправки хватало примерно на 120 миль пути. Указанная версия не получила серьезного распространения в армии.

Развитие военного мотостроения

Уже к началу Первой мировой военные мотоциклы прочно обосновались в армейских подразделениях, эксплуатировались всеми прогрессивными государствами. Машины призваны были заменить лошадей, поэтому первыми начали использовать рассматриваемые аппараты солдаты-курьеры.

Первые действующие экземпляры появились в армейских частях Германии. В отличие от «прародителя», они представляли собой модернизированные гражданские аналоги, усиленные пулеметами. Подобные передвижные точки, несмотря на тонкую броню, успешно применялись в различных операциях на фронтах Первой мировой войны.

Послевоенная активизация

В 1928 году был презентован французский военный мотоцикл Mercier. Оригинальности этому творению добавляла переднее гусеничное колесо. Через 10 лет инженером Леэтром был создан модернизированный аналог указанной машины, получивший название Tractorcycle, полностью оснащенный гусеничным ходом.

Предполагалось, что отличная проходимость и легкая броня должна была обеспечить модели признание и успех в армейской сфере. Однако байк обладал рядом существенных недостатков:

  • Большой массой (свыше 400 кг).
  • Низким параметром скорости (до 30 км/ч).
  • Плохой управляемостью.
  • Неустойчивостью на дорогах.

Несмотря на то, что вскоре конструкторы дополнили конструкцию боковыми колесами, армия так и не заинтересовалась указанной разработкой.

Другие оригинальные модели

Оригинальную модель военного мотоцикла разработали в Италии. Компания Guzzi представила трицикл с пулеметом и бронированным щитком. Особенностью этой модификации стало «мертвое» размещения пулемета, направленного назад.

Бельгийские конструкторы также пытались создать нечто уникальное в этом плане. В 1935 году фирма FN презентовала упрощенную модель М-86. По сравнению с остальными европейскими аналогами того времени, машина получила ряд преимуществ:

  • Форсированный мотор объемом 600 «кубов».
  • Усиленную раму.
  • Бронированные фронтальные и боковые листы.
  • Возможность транспортирования бронированной коляски с пулеметом «Браунинга».

За время серийного выпуска было выпущено свыше 100 подобных экземпляров, эксплуатируемых армиями Румынии, Бразилии, Китая и Венесуэлы.

Немецкие военные мотоциклы

Лидер немецкой автомобильной промышленности «БМВ» сначала не представил особых инноваций, монтируя на имеющиеся аппараты оппозитный мотор М2-15В. Первая совершенно новая серийная модификация от немецких инженеров была представлена в 1924 году.

Уже в начале 30-х годов баварский концерн занялся обновлением специализированного военного мотоцикла БМВ-R35. Модель получила телескопическую переднюю вилку, усиленный силовой агрегат на 400 «кубиков», карданную передачу, отличающуюся большим показателем надежности от цепного варианта. Среди недостатков отмечают «старые» грехи, выражающиеся в жесткой задней подвеске и хрупкости рамы при нагрузках. Тем не менее, машина использовалась в моторизованных подразделениях, полиции, медсанбатах. Выпуск аппарата продолжался до 1940 года.

Одновременно с версией R35 компания «БМВ» изготавливала модификацию R12. По сути, эта машина являлась усовершенствованным вариантом серии R32. Техника оборудовалась 745-сильным мотором, вилкой-телескопом с гидравлическими амортизаторами. В конструкции рассматриваемой вариации был удален один карбюратор, что снизило мощность R-12 до 18 «лошадок». Указанная модификация приобрела свою популярность благодаря хорошим параметрам и низкой цене, став самым массовым представителем своего класса в армии Германии. С 1924 по 1935 год было произведено свыше 36 тысяч экземпляров как в одиночном исполнении, так и с коляской.

Из всех производителей немецких военных мотоциклов основным конкурентом BMW стала компания Zundapp, которая ориентировалась на государственные заказы. Серийные модели: К500, K600 и К800. Последний вариант с люлькой пользовался особой популярностью, оснащался четырьмя цилиндрами. Такая особенность наряду со всеми плюсами, имела свой недостаток в виде частого замасливания свечей, так как не все узлы прогревались равномерно.

Военные мотоциклы СССР

После окончания Первой мировой войны в России собственного мотопроизводства в военном направлении практически не было. Такая ситуация длилась до 30-х годов прошлого столетия. Техническое оснащение армии требовало модернизации, в связи с чем начались разработки первого отечественного мотоцикла, способного с достоинством переносить все тяготы русского климата.

Первыми армейскими вариантами стали модификации ХМЗ-350 и Л-300. Первый аппарат стал практически точной копией «Харлей Дэвидсон», значительно уступая американскому аналогу в качестве. Впоследствии от него решено было отказаться. На смену пришла версия ТИЗ-АМ600, выпускаемая с 1931 года. Собственная разработка включала в себя британские и американские черты, однако особых достижений не проявила.

В 1938 году советское конструкторское бюро презентовало несколько военных моделей: Л-8, а также два ИЖа, под индексами 8 и 9. Что касается первого экземпляра, он выпускался на различных заводах страны, которые вносили собственные доработки, что привело к потере унификации запчастей.

CZ 500 «Турист»

Данный байк чехословацкого производства впервые сошел с конвейера в 1938 году. Серийный выпуск не прекращался до 1941 г. Мотоцикл предназначался не только для военных нужд, но и эксплуатировался гражданским населением. На свет появилось всего шестьсот образцов машины. Модернизированную версию этого «железного коня» выпустили специально для гвардии Папы Римского. Техника окрашивалась в черный колер, что отлично сочетается с хромированными деталями аппарата.

Harley-Davidson WLA

Этот армейский мотоцикл стал одним из самых распространенных модификаций по всему миру. Он оснащался кобурам на вилке, раскрашивался в оливковый цвет. Всего было выпущено более 100 тысяч экземпляров. Именно эта версия после войны стала самой популярной в качестве переделок на чопперы и каста-байки. В СССР модель поступала по ленд-лизу.

Welbike

Британский "Вэлбайк" больше похож на мини-велосипед с моторчиком. Он обладал складной конструкцией, позволяющей транспортировать его при переброске военных отрядов по воздуху. В дальнейшем он собирался и служил для ускорения доставки личного состава до места назначения, однако не получил особого практического применения.

Период Второй мировой войны

Первыми и единственными в своем роде стали два немецких военных мотоцикла с коляской: BMW R75 и Zundapp KS750. Они специально конструировались с учетом передвижения по бездорожью. Оборудованные специально для этой цели приводы колес и специальная скорость, позволили зарекомендовать эти машины исключительно с положительной стороны.

По причине высокой цены рассматриваемые модели сначала поставлялись в парашютно-десантные подразделения и африканский корпус, позже – в войска СС. В 42-м было принято решение о производстве усовершенствованного Zundapp KS-750 с коляской BMW 286/1 (военного мотоцикла с хранением в стратегическом запасе). Он так и не вышел в серию. Производство запланировали на период после выполнения заказа на 40 тысяч экземпляров R-75 и KS-750, которых вышло всего 17 000.

Kettenkrad

С 1940 по 1945 гг. эта полугусеничная модификация использовалась для транспортировки орудий легкого типа, выступая в качестве тягача. В движение технику приводил двигатель «Опель», объемом 1,5 литра. Всего было изготовлено чуть более 8,7 тысячи экземпляров, ориентированных преимущественно на Восточный фронт.

Гусеницы неплохо справлялись с отечественным бездорожьем. Среди минусов – высокий процент переворачивания на резких поворотах, при этом система посадки усложняла быстрое ее оставление водителем. Кроме того, на этом транспорте невозможно было перемещаться на возвышенных местах в диагональном направлении.

М-72

Военные мотоциклы России того периода начались создаваться на базе БМВ. Тяжелая техника с коляской применялась в СССР с 1945 года. Выпуск машины осуществлялся в пяти городах страны. До 1960 г. Именно эта модификация стала прототипом для будущего аналога под маркой «Урал».

Изначально рассматриваемые аппараты были ориентированы строго на нужды армии. База оснащалась креплением для монтажа мощного стрелкового оружия. Байк по праву стал самым популярным боевым «железным конем». Его изображение имеется даже на одной из почтовых марок. Всего было выпущено более 8,5 тысяч экземпляров данной техники. Лишь в середине 50-х военный мотоцикл «Урал» с консервации поступил в свободную продажу для населения.

Vespa150 TAP

Эти боевые мотороллеры создавались во Франции для своей армии. Массовый выпуск техники указанного типа начался в 1956 году, оснащался мощной пушкой калибром 75 мм. Подобное вооружение не способствовало широкому применению байка в рядах вооруженных сил. При этом мотор со скромным рабочим объемом 145 «кубиков» не мог обеспечить должный показатель скорости и мобильности. Мотороллер развивал скромную скорость до 65 км/ч. Стоит отметить, что разработчики планировали в паре использовать еще один подобный аналог для транспортировки снарядов.

К-750

Военный мотоцикл «Днепр» этой серии стал усовершенствованной версией М-72 и выпускался в Киеве с 1958 года. Машина оснащалась «движком» объемом 750 «кубов», как и остальные аналоги этой серии от других производителей.

Особенности и характеристики:

  • Мощность мотора – 26 л. с.
  • Улучшенный показатель комфортабельности и надежности.
  • Ходовая часть сделана с амортизаторами с гидравликой.
  • Коляска оснащалась резиновыми рессорами и специальной подвеской.
  • Повышенная проходимость военного мотоцикла «К-750» обеспечивалась усовершенствованным механизмом привода на колесо люльки.
  • При повышении мощности двигателя, потребление горючего сократилось почти на один литр.

Новинка конца прошлого столетия

Для усиления мотострелковых возможностей армии, в середине 90-х был разработан военный мотоцикл «Урал» серии ИМЗ-8.107 с приводом бокового колеса коляски, обеспечивающего повышенную проходимость техники. Основное предназначение машины – эксплуатация в составе патрульных, мобильных разведывательных групп, для транспортировки систем связи и в качестве многоцелевой машины.

Меньшие габариты и увеличенная маневренность, по сравнению с любым армейским автомобилем, делают его оптимальным средством для ведения боевых действий в условиях города. Экипаж состоит из двух или трех человек, масса дополнительного снаряжения составляет от 25 до 100 кг.

В качестве основного орудия применяется крупнокалиберный пулемет калибра 12,7 мм. Он дает возможность поражать низколетящие воздушные мишени и наземные цели с легкой броней. Кроме того, вооружение позволяет вести бой с живой силой противника на дистанции до двух тысяч метров. Обзорность обуславливает возможность стрельбы из личного оружия экипажа, находящегося под прикрытием индивидуальной бронезащиты.

Особенности «Урала»

Высокая динамика военного мотоцикла, фото которого приведено выше, проходимость и маневренность обеспечивает мощный «движок», трансмиссия и ходовая часть. Байк имеет укороченную до 1,5 метров базу, большие 19-дюймовые колеса с вездеходным узором протектора.

Конструкция и компоновка рабочих элементов сделана по автомобильному принципу:

  • Система смазки мотора.
  • КПП в отдельном блоке.
  • Карданный трансмиссионный вал.

Указанные особенности гарантируют высокий показатель надежности и ремонтопригодности. Рабочий ресурс увеличивается при соблюдении применения подходящих моторных и трансмиссионных масел автомобильного типа.

Боевой мотоцикл «Урал» с прицепом имеет особо важный для выполнения боевых заданий параметр – возможность преодоления препятствий, которые неподвластны большинству автомобилей. С поднятой коляской техника может двигаться по одной колее, сохраняя равновесие. Это позволяет миновать глубокие ямы и препятствия высотой до 70 сантиметров. Вес мотоцикла составляет 315 килограмм, что дает возможность перекантовать агрегат силами экипажа через упавшее дерево или заградительную конструкцию. Скорость до 100 км/ч обеспечивает высокий запас времени для совершения маневра, при этом эксплуатация рассматриваемого байка возможна в различных климатических поясах (от – 40 до + 50 градусов).

Характеристики ИМЗ-8.107

Ниже приведены основные ТТХ военного мотоцикла «Урал»:

  • Тип мотора – атмосферный четырехтактный бензиновый двигатель.
  • Показатель мощности – 23,5 кВт.
  • Формула колесная – 3*2.
  • Коробка передач – 4 режима с включением заднего хода.
  • Рама – сварного трубчатого типа.
  • Передняя/задняя подвеска – рычаги/маятники с пружинными гидроамортизаторами.
  • Напряжение в бортовой сети – 2 В.
  • Скорость перемещения максимальная – 105 км/ч.
  • Запас хода на одной заправке – 240 км.
  • Длина/ширина/высота – 2,56/1,7/1,1 м.
  • Вес сухой – 315 кг.
  • Возможность использования вооружение – пулемет 12,7 или 7,6 мм, ПТРК, АГС, РПГ.
  • Дополнительное оснащение – емкость для топлива, фара-искатель, набор шанцевого инструмента.

Harley-Davidson

Также популярностью в последние годы пользуется армейский мотоцикл «Харлей Дэвидсон» с двухтактным одноцилиндровым мотором «Ротакс» объемом 350 «кубов». Указанная модификация распространена в различных странах мира, эксплуатируется как транспорт для разведки или сопровождения. Среди недостатков данной модели – использование горючего J-8, которое по составу больше напоминает смесь солярки и авиационного керосина. Это делает его непригодным для эксплуатации на бензиновых моторах. Имеются исключения, например модель HDT M103M1. Средняя скорость аппарата составляет 55 миль в час.

Kawasaki/Hayes M1030

Еще одна дизельно-керосиновая модификация армейского мотоцикла. Машина относится к одним из самых утилитарных вариаций. Для американской армии его специально переработала компания Hayes Diversified Technologies. До 650-кубовой версии использовался предшественник под индексом KLR-250.

fb.ru

Фото| CCCР. Советские мотоциклисты — Всё о Второй мировой

Мотоциклист передает боевое донесение экипажу бронеавтомобиля БА-10. Карельский перешеек, 1939 год.

Мотопехота. 1939 г.

Передача донесения мотоциклистом. Карельский перешеек.1940 г.

Связной. 1940 г.

Красноармейцы на мотоцикле  ТИЗ АМ-600. 1941 г.

Мотоцикл ТИЗ АМ-600 на Красной площади. Москва. 1940 г.

Мотоциклы БМВ. 1940 г.

Разведгруппа на М-72. 1941 г.

Боевые мотоциклы М-72. 1941 г.

Мотоциклы М-72 на параде в Москве. 1941 г.

Мотоцикл М-72 с противотанковым ружьем. 1941 г.

Мотоциклы М-72 едут на фронт. 1941 г.

Подразделение мотоциклистов. 1941 г.

Подмосковье. 1941 г.

Мотоциклы на Можайском шоссе. 1941 г.

Милиционеры-мотоциклисты. Москва. 1941 г.

Ленинград. 1941 г.

Наступление под Сталинградом. 1942 г.

Разведчики. 1942 г.

Бездорожье. 1942 г.

Мотоцикл ТИЗ-АМ-600 с танковым пулеметом ДТ-29. 1943 г.

Мотоцикл М-72. 1943 г.

Летчики с мотоциклом. 1943 г.

Наступление. 1943 г.

Разведчики с мотоциклами «Индиан 741В». 1943 г.

Мотоцикл «Индиен 741В». Центральный фронт. 1943 г.

Мотопехота. 1943 г.

Командиры. 1943 г.

Мотоцикл М-72. Украина.1944 г.

Мотоциклы «БМВ» (слева) и «БСА» 4-го мотоциклетного полка 6-й танковой армии. Румыния. 1944 г.

Мотоциклы «Харлей-Девидсон DCА», 4-й мотоциклетный полк 6-й танковой армии. Румыния. 1944 г.

Трофей. Юг России. 1944 г.

Разведка. Украина. 1944 г.

Мотопехота под Севастополем. 1944 г.

Танкист-разведчик. 1944 г.

Переправа. 1944 г.

Передовое подразделение. Прибалтика. 1944 г.

Минометы на мотоциклах «Харлей Девидсон». Польша. 1944 г.

Легкая авиадесантная пушка ЧК-М1 калибром 37-мм. 1944 г.

Советские мотоциклисты в Карпатах. 1944 г.

Мотоциклы М-72 на параде. 1945 г.

Колонна советских мотоциклистов. Германия. 1945 г.

Мотопехота в Бухаресте. 1945 г.

Автоматчики на американском мотоцикле Harley-Davidson WLA-42 с коляской от М-72 и пулеметом ДП-27. Германия. 1945 г.

Трофей. Германия. 1945 г.

Вена. 1945 г.

Перекур. Германия. 1945 г.

Пехотинцы. Чехословакия. 1945 г.

Киев. 1945 г.

Все фотоальбомы

wwii.space

Подборка фотографий Второй Мировой Войны. Мотоциклы Красной Армии и Союзников.

Здравствуйте.

Я уже выкладывал подборку фотографий мотоциклов Вермахта. Сегодня подошла очередь мотоциклов Красной Армии и Союзников. Как ни прискорбно, фотографий советских мотоциклов времен ВОВ осталось немного, а те, что есть, по качеству не идут ни в какое сравнение с фотографиями Вермахта и Союзников, оставшиеся в зарубежных архивах.

Так что сегодня мне придется совместить фотографии мотоциклов Красной Армии и Союзников в одну подборку.

Что хотелось бы отметить в первую очередь.
В архивах ретро-фотографий осталось огромное количество постановочных кадров Союзников. Видимо, эти фотографии использовались в агитационных целях и снимались для газет. Для советских фотографий мотоциклов времен Великой Отечественной, наоборот, характерно полное отсутствие постановки, полевые условия. На фотографиях с мотоциклами Красной Армии мотоциклы как будто бы просто случайно попадают в кадр, Союзники, напротив, используют такие кадры для привлечения добровольцев.

Военный потенциал у мотоцикла не большой, а что касается перевозки грузов, армия в то время делала ставку на гужевой транспорт, как на более надежный 🙂 Советская армия была укомплектована мотоциклами М-72 и небольшим количеством Harley-Davidson WLA, которые прибывали в СССР по Лэнд-лизу. У Союзников были еще и мотоциклы Norton и еще много разной техники, но в незначительных количествах.

Начнем с наших. Мотоциклы М-72.

Русский солдат дрыхнет на военном мотоцикле Harley-Davidson WLA.

А теперь Союзники. Мотоциклы Harley-Davidson WLA и другие.

Редкий кадр и редкий мотоцикл Harley-Davidson XA с оппозитным двигателем скачет по дюнам.

Английские мотоциклы ATC — практически копия Royal Enfield с 350-кубовым двигателем.

Американец на HD WLA.

Британский мопед для десантников. Сбрасывался с самолета в специальной капсуле с парашютом.

Еще Союзники на мотоциклах.

Послевоенное фото. Распродажа военных мотоциклов с аукциона. Чем-то похоже на нашу страну в 90-е, правда ведь? 🙂

Те самые постановочные фото, о которых я говорил а начале статьи.

Все.

Также всем интересующимся военными мотоциклами рекомендую к прочтению книгу «Motorcycles at War» Гарвина Бёрча.

Поделиться "Подборка фотографий Второй Мировой Войны. Мотоциклы Красной Армии и Союзников."

Об авторе mototraveller

Мотоциклами болею с детства, веду этот блог о мотоциклах и мотогонках. Оказываем услуги по ремонту и обслуживанию мотоциклов.

mototraveller.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *