Трехэлектродные свечи зажигания – Многоэлектродные свечи зажигания! — Лада 2110, 1.6 л., 2007 года на DRIVE2

Содержание

чем они лучше обычных? — журнал За рулем

Эффектная работа многоэлектродных свечей — не что иное, как обман зрения, который ловко используют маркетологи. Эксперимент «За рулем» это доказал.

Материалы по теме

Еще работая на заводе, я до хрипоты спорил с коллегой из соседнего отдела, который аккуратно пилил лобзиком боковой электрод свечи зажигания, чтобы всякий раз «получать две искры вместо одной».

Аргументы не действовали — более того, когда «изобретатель» подключил свое творение к генератору импульсов и катушке зажигания, то на глазах у всех искра удвоилась, сверкая на обоих кончиках изувеченного электрода.

Толпа перестала рукоплескать только после того, как я убавил частоту генератора с 200 герц до 1 — вот тут-то все и увидели, что одинокая искра ничуть не изменилась в размерах, а стала прыгать то на одну половинку электрода, то на другую. Но чтобы на обе сразу — никогда! Просто на высокой частоте этого не видно, как не видно мелькания кадров на киноэкране. Обман зрения — все просто.

Никаких многоискровых свечей в природе нет. Правда, были чешские свечи «Бриск Премиум», в которых разряд прыгал с центрального электрода на корпус через два промежуточных проводящих колечка посреди изолятора, что визуально разбивало искру на три части. Но и в этом случае разряд каждый раз был только один, а никак не три.

www.zr.ru

ТЕСТ многоэлектродных свечей зажигания — DRIVE2

Наткнулся на статью, в справочнике для автолюбителей АВТОГИД, может будет интересно.
----------------------------------------------------------------------------
Beru Ultra –X 79
Франция

Главная особенность четырёхэлектродныхсвечей Beru – попарно разные искровые зазоры. Два боковых электрода расположены в 0,8 мм от центрального. А другие два – 1,2 мм, но приближены к изолятору. Видимо, это сделано для получения полуповерхносного разряда в том случае, если изолятор загрязнён отложениями.
Свечи демонстрируют отличные результаты и в барокамере и на моторном стенде. Мощность двигателя на внешней скоростной характеристике увеличивается не на много (3,7 % относительно штатных одноэлектродных свечей ЭЗ), зато по снижению расхода топлива и токсичности свечи Beru — в лидерах.

Оценка 9,0
----------------------------------------------------------------------------
NGK BUR6ET
Япония

Трёхэлектродные свечи NGK аккуратно сделаны и отлично работают. Они немного уступают свечам Beru по расходу топлива (3,9% против 4,2%) и токсичности, но превосходят их по остальным параметрам. Двигатель с японскими свечами работает очень устойчиво, а при полностью открытой дроссельной заслонке развивает на 4,4% большую мощность, чем со штатными свечами ЭЗ.

Оценка 8,9
----------------------------------------------------------------------------
Champion N9BYC4
Европейский Союз

Трёхэлектродные свечи Champion выступили успешней своих одноэлектродных «собратьев». Прежде всего из-за лучшего снижения расхода топлива, высокой устойчивости работы и увеличения мощности на внешней скоростной характеристике (на 5,6% относительно свечей ЭЗ). Но в барокамере улучшения минимальны -трёхэлектродные "чемпионы" превосходят только Brisk Premium и штатные одноэлектродные свечи ЭЗ.

Оценка 8,7
----------------------------------------------------------------------------
Brisk Premium LOR15LGS
Чехия

Свеча Brisk Premium отличается самым «хитрым» принципом ценообразования. Четыре боковых электрода существенно удалены от центрального и располагаются ниже — "длинная" искра скользит по изолятору. Но из-за этого страдает надёжность искрообразования при пониженном напряжении в барокамере Brisk Premium уступает даже штатным одноэлектродным свечам ЭЗ. Но двигатель работает устойчиво на всех режимах, а при полном дросселе мощность увеличивается на 5,1%.

Оценка 8,5
----------------------------------------------------------------------------
Finwhale FX510
Германия

Свечи Finwhale вновь, как и при испытании одноэлектродных комплектов, отличились лучшим приростом мощности относительно штатным свечей ЭЗ – 6,3% при полном дросселе! А вот на расход топлива при частичных нагрузках "дополнительные* электроды Финвала почти не влияют. Невысоки результаты свечей и в барокамере — видимо, сказывается увеличенный до 1,1 искровой зазор. Зато устойчивость работы двигателя – на высоте.

Оценка 8,4
----------------------------------------------------------------------------
Bosch W7DTC
Германия

Свечи Bosch показали отличные результаты в барокамере, но прирост мощности двигателя при полном дросселе минимален — всего 2,6% относительно одноэлектродных свечей ЭЗ. Токсичность выхлопа почти не изменилась, зато расход топлива с трёхзлектродными свечами Bosch снижается на 3.2%, а двигатель работа очень устойчиво.

Оценка 7,9
----------------------------------------------------------------------------
Brisk Extra LR15TC
Чехия

Свечи Brisk — самый дешёвый из испытанных нами многоэлектродных комплектов. И при этом Brisk лучший по испытаниям в барокамере и об

www.drive2.ru

Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?

На сегодняшний день практически в каждом автомагазине есть огромное количество различного рода свечей зажигания, ассортимент действительно впечатляет, равно как и ценовая политика, которую правят за свой товар производители.

Среди вариантов есть поистине необычные экземпляры, которые имеют необычную форму и конструкцию электродов и других элементов. Автомобильная свеча может иметь от одного до нескольких дополнительных электродов, не считая центрального. Нередко на поверхности электродов имеются различные канавки или прорези, которые, согласно заявлениям компании-производителя: «Улучшают сгораемость горючей смеси и повышают, таким образом, мощность силового агрегата, уменьшая при этом общий расход топлива.

Самыми распространенным, после свечей зажигания с одним электродом, считаются свечи с тремя электродами. Трехэлектродные свечи стоят несколько дороже простых одноэлектродных аналогов.

Одним из основных достоинств этих свечей является то, что они имеют более долгий ресурс работы, поскольку в отличие от одноэлектродных аналогов, выгорание каждого из трех электродов происходит равномерно. Вторым преимуществом трехэлектродных свечей зажигания является стабильная работа при высокой степени сжатия. Теперь что касается экономии бензина и повышения мощности. Действительно, экономия есть, однако она составляет всего лишь 5%, мощности — 6%.

Резюмируя вышесказанное, можно сделать вывод: перед покупкой трехэлектродных свечей зажигания, а их стоимость нередко в два раза превышает стоимость обычных, необходимо подумать о том, какой примерно будет процент экономии конкретно на вашем автомобиле. Если он будет слишком незначителен, то целесообразность их покупки будет заключаться только в их стабильности и увеличенном сроке службы. Однако я все же рекомендовал бы присмотреться к таким свечам владельцев автомобилей с большим расходом топлива, на таких автомобилях свечи окупят себя сполна, за довольно короткий промежуток времени.

Что такое трехэлектродные свечи зажигания, и какой от них толк?

2.5 (50%) 2 голос[а]

sanekua.ru

Свечи зажигания, разновидность, +/-… — DRIVE2

Как выбрать свечи зажигания? Какие свечи зажигания лучше?

Автомобильные свечи обычно мало занимают владельцев автомобилей. Как правило, интерес к ним проявляется только в том случае, если машина начинает барахлить и возникают проблемы с зажиганием. Вот тогда именно на них – на свечи – в первую очередь грешат автомобилисты. Начинаются попытки их «почистить», «просушить» и т.д. В итоге, естественно, все равно свечи приходится менять. И вот здесь большинство автолюбителей проявляют непростительную халатность. Они приобретают на авторынке или в магазинчике первые попавшиеся свечи зажигания и устанавливают их на свое авто. Лучший вариант – если владелец машины просто полагается на компетентное мнение сотрудников автотехцентра (конечно, если верить, что мнение это действительно опытного и квалифицированного мастера). Чем чревато для авто такая необдуманная замена? Что нужно знать перед тем, как решиться приобретать свечи?

Основные параметры свечей зажигания: размер и калильное число


Выбирая свечи, необходимо отталкиваться от двух основных параметров – калильного числа и геометрических размеров. Что касается второго параметра, здесь обычно сложностей не возникает даже у непрофессионалов – слишком маленькая свеча просто не вкрутится, и ее электроды не будут доставать до камеры сгорания мотора. При слишком больших размерах электроды свечи «вылезут» из положенного места, в результате чего о них может удариться поршень, и произойдет серьезная поломка всего двигателя.

Больше сложностей обычно возникает с понятием калильного числа. Некоторые автомобилисты даже не слишком понимают, что оно означает. На самом деле данный параметр указывает на тепловые режимы работы свечи. Чем выше калильное число, тем с более высокими температурами может она работать. К примеру, в спортивных авто с форсированными двигателями необходимо использовать свечи только с самыми высокими параметрами калильного числа, так как в противном случае они будут быстро перегреваться.

www.drive2.ru

Как выбрать лучшие свечи зажигания для автомобиля ВАЗ

Для правильной работы бензинового двигателя состояние и качество свечей зажигания играют определяющую роль. К примеру, нестабильная искра даст пропуски воспламенения, которые не только выдадут себя потряхиванием на низких оборотах и езде внатяг, но и приведут к попаданию горючей смеси в катализатор – а это уже риск его перегрева и выхода из строя. Не зря уже начиная с эконорм Евро 3 в программах ЭБУ впрыска отечественных автомобилей предусмотрена диагностика неравномерности вращения коленвала и отключение подачи топлива в сбоящие цилиндры.

Конструктивные особенности свечей зажигания

Содержание статьи

У кажущейся простой детальки есть много нюансов. Перечислим основные:

  1. Калильное число характеризует скорость теплоотвода от электродов к юбке свечи. При работе свеча должна разогреваться до такой температуры, чтобы нагар на ней окислялся, не успевая нарастать, но и перегрев ей опасен: возможно возникновение калильного зажигания, сами электроды начнут ускоренно разрушаться. Проблема в том, что сама тепловая нагрузка на свечу неравномерна – при езде на низких оборотах нагрев значительно меньше, чем при езде «педаль в пол». Свечи со штатным калильным числом в обоих этих случаях будут работать на крайней точке оптимального режима – недо- и перегреваться соответственно.
  2. Искровой зазор зависит в первую очередь от мощности штатной системы зажигания и максимального давления в цилиндре в конце такта сжатия: он должен быть таким, чтобы обеспечить уверенный пробой искры даже при низком напряжении в сети (прокрутка стартером на подсевшем аккумуляторе). А разница в этом случае очевидна: обычно коэффициент трансфомации у катушек зажигания около 2000, то есть при работающем генераторе они могут выдать до 28 киловольт, при запуске же – всего 14! Следовательно, приобретаемый комплект свечей должен иметь именно тот зазор, что установлен производителем автомобиля: увеличенный означает риск пропусков зажигания (зато в пределах возможностей катушки обеспечит более мощную, лучше воспламеняющую смесь искру), уменьшенный гарантирует возможность запуска с севшей батареей, но чреват перебоями уже из-за снижения энергии искры.
  3. Вылет электродов также многое значит для работоспособности свечи в конкретном моторе. Например, на восьмиклапанных моторах, где свеча стоит сбоку камеры сгорания, увеличение вылета оптимизирует воспламенение смеси: зона, прилегающая к стенкам камеры сгорания, хуже вентилируется, в то время как вынос электродов дальше гарантирует, что в искровом зазоре будет качественная, легко воспламеняющаяся смесь. Для ВАЗовских восьмиклапанников, где вентиляция камеры сгорания ухудшена конструктивно (впускные и выпускные каналы расположены в одном направлении, а не друг напротив друга), это достаточно чувствительно. Свечи же с заглубленными внутрь электродами применяются, как правило, на многоклапанных моторах с минимальным объемом камеры сгорания, иначе они могут столкнуться с клапанами или поршнем.
  4. Количество электродов в реальной эксплуатации мало принципиально. Многоэлектродные свечи теоретически имеют увеличенный ресурс – когда эрозия разрушает один из боковых электродов, искра начинает бить в другой (в отличие от распространенного заблуждения, одновременно между несколькими электродами искра не возникает). На практике же обычно искра «плавает» (именно поэтому кажется, что их несколько) – в условиях плохого распределения смеси по цилиндру искра может переходить из рабочей зоны в «затененную», то есть загрязненную остаточными отработанными газами. Как итог вместо улучшения ресурса мы получим ухудшение работы мотора, что, опять-таки, принципиально для ВАЗовского восьмиклапанника, и так отвратительно работающего на холостом ходу с предписанной нынешними эконормами обедненной смесью.
Видео: Тест свечей зажигания на стенде.

Ещё кое-что полезное для Вас:

Благородные металлы: практический смысл применения

Как мы уже сказали в последнем пункте, большой практической пользы в увеличении ресурса свечей переход на многоэлектродную схему не принес. Фактически при этом борьбу с самой причиной естественного износа свечей, то есть эрозией контактов, заменили паллиативом – подстановкой «запасных». Для увеличения же непосредственно надежности электродов конструкцию свечей ощутимо переработали.

В «платиновых» и «иридиевых» свечах зажигания главная особенность, бросающаяся в глаза – это очень тонкий центральный электрод, точно локализующий точку возникновения искры – напротив него на боковом электроде напаяна бляшка из соответствующего металла, им же покрыт и центральный электрод.

Плюсы подобных свечей очевидны: электроды имеют срок службы, в нормальных условиях в два-три раза превосходящий таковой у обычных свечей. Тонкий центральный электрод прекрасно самоочищается, что также способствует надежности работы.

Минусы, увы, тоже существенны. Первый – это цена: комплект с надписью Platinum или Iridium обойдется минимум в два-три раза дороже обычных свечей. Второй, как ни странно, это нежность: невыгорающий нагар моментально убивает подобные свечи, а механическая чистка им противопоказана, как и дедовский прожиг горелкой. В первую очередь мы, конечно, говорим о печально известном ферроцене, нарваться на который не редкость и до сих пор.

Нетрадиционные схемы

Часть конструкторских решений в свечах зажигания нетрадиционной схемы можно называть условно рабочими – улучшая что-то одно, они ухудшают другое. Простейший пример – это серия свечей NGK V-Line: центральный электрод у них имеет канавку, соответственно, искра всегда проскакивает между краем электрода и боковым. В теории это улучшает воспламенение смеси за счет выноса искры в лучше вентилируемое пространство и стабилизации точки искрообразования, но и эрозия такого центрального электрода ускоряется.

Часть же свечей на рынке нельзя отнести никак иначе чем к «гербалайфу» от авторынка: всевозможные «форкамерные», «факельные» и так далее свечи в лучшем случае работают не лучше штатных, в худшем – ускоренно разрушается. Например, в печально известных свечах «Бугаец» напаянная юбка не только ухудшала вентиляцию искрового промежутка, но и выгорала, а иногда и уходила в «свободный полет» в камеру сгорания. Из работоспособных, но бесполезных в практике обычного автомобилиста конструкций отметим разве что свечи, не имеющие бокового электрода вообще – они изначально создавались для работы в моторах сверхвысокой форсировки, чтобы избежать перегрева выступающих боковых электродов, в обычном городском цикле на моторе «гражданской» степени форсирования они отвратительно самоочищаются и гарантируют перебои на холостом ходу даже на идеального качества бензине.

Выбираем свечи зажигания для ВАЗ

Поговорим о свечах зажигания на конкретном примере – 16-клапанном моторе ВАЗ-2110, который с завода комплектуется свечами А17ДВРМ Энгельсовского завода. Этот же завод, кстати, производит оригинальные свечи и для других российских конвейеров: маркировку «ЭЗ» можно увидеть на свечах Renault Original, к примеру. Для удобства будем ориентироваться именно на эти свечи.

ЭЗ А17ДВРМ

Главный плюс этих свечей зажигания – стабильность качества: встретить в оригинальном комплекте большой разнобой по сопротивлению или величине искрового зазора трудно. Мы не зря упомянули слово «оригинальный» — увы, рынок наводнен то ли подделками, то ли уходящей в свободную продажу отбраковкой. Свечи имеют неплохой запас по прекращению искрообразования, со штатной системой зажигания выдерживая прокрутку при падении напряжения до 6В без прекращения искрообразования. Стабильно работают они и на режимах максимальных нагрузок – пропуски воспламенения, которые можно «выловить» чувствительным газоанализатором, минимальны.

Что касается ресурса, то своей задаче – отработать от ТО до ТО – они отвечают с уверенностью. С учетом низкой цены и распространенности они явно достойны рекомендаций.

ЭЗ Т17ДВРМ

Трехэлектродная версия уже знакомых А17ДВРМ. Теоретический выигрыш в ресурсе принес тут и свой минус: параметры свечей «плавают» сильнее, а это в первую очередь нестабильный зазор, отсюда некоторое ухудшение моторных характеристик. Но надо заметить, что это ухудшение можно «выловить» только на измерительном стенде, в реальной эксплуатации нельзя сказать, что трехэлектродные свечи из Энгельса будут хуже одноэлектродных.

Denso W20EPR-U11

Отличные свечи от одного из мировых лидеров в их производстве: высокое и стабильное качество изготовления, уверенная работа в любых режимах и хороший ресурс. Свечи уверенно выдерживают просадку напряжения при запуске до 6,5 В (неожиданно проиграв отечественным!), пропуски воспламенения с ними минимальны.

В их конструкции применено то же решение, что и у NGK в серии V-Line, но с точностью до наоборот: канавка проштампована в боковом электроде. Это определенно выгоднее в плане производства, так как не нужно строго ориентировать боковой электрод относительно центрального, но вот и практической пользы от такой конструкции, очевидно, меньше.

Brisk LR15YCY-1

Свечи с увеличенным вылетом центрального электрода ожидаемо не показали увеличение моторных характеристик на 16-клапанном двигателе: это решение было бы более «рабочим» на восьмиклапаннике. По всем показателям это крепкий «середняк», но вот цена ощутимо выше, чем у конкурентов с теми же самыми качествами. Отметим только хороший результат по запуску на севшем аккумуляторе: 6,2В – это отличный результат… но оригинальные свечи из Энгельса и дешевле, и, как ни странно, лучше чешских.

NGK BPR6ES-11

Маркетологи компании явно ошиблись, отнеся эти свечи к серии V-Line: центральный электрод у них лишен канавки. Скажем сразу: оригинальный комплект — это крепкий «середнячок», ничем не выделяющийся, но и не проваливающий испытания. Определенно не нравится заметная грубость изготовления – даже маркировка Made in France всегда набита неравномерно, неровно обычно напаян боковой электрод. Складывается впечатление, что технологию изготовления специально загрубили в угоду низкой себестоимости, а ведь эти свечи могли бы быть и лучше.

Главный же минус у NGK – это не они сами, а чудовищное количество подделок на рынке. Достаточно набрать в поиске на Ebay или AliExpress «spark plug» без уточнения марки, как тут же появится многостраничный список «типа NGK» из Китая.

Bosch WR7DPX

Эти свечи оставим вне рейтинга, учитывая, насколько серия Platinum дороже собратьев, не содержащих благородные металлы. Однако же именно эти свечи демонстрируют наилучшие результаты по всем моторным испытаниям – на это в первую очередь играет тоненький центральный электрод, полностью срытый в изоляторе: мотор заводится при снижении напряжения в бортсети менее 6В, что другим свечам недоступно, минимальная токсичность явно указывает на наименьшее количество пропусков воспламенения.

Перегреть центральный электрод при максимальных нагрузках придется постараться – конструкция гарантирует надежность теплопередачи от него в изолятор и далее на юбку. Значит, эту свечу можно посоветовать и владельцам разъездных автомобилей, и любителям агрессивной езды. Если, конечно, не остановит цена.

avtomotoprof.ru

Чем руководствоваться при выборе свечей зажигания? — DRIVE2

Свеча свече рознь.
Казалось бы, обычная автомобильная свеча зажигания для бензинового двигателя – ну что здесь может быть сложного? И зачем «изобретать велосипед», создавая многоэлектродные свечи, свечи с платиновыми наконечниками и т.д., которые к тому же намного дороже обычных собратьев? За что платить?! Давайте попробуем ответить вместе.

Размер и калильное число
Изначально, при выборе свечи, необходимо отталкиваться от двух главных параметров – геометрических размеров и калильного числа. С первым все ясно: если свеча будет слишком мала – она просто не вкрутится в двигатель, а ее электроды не достанут до камеры сгорания мотора. Если же длина электродов свечи будет избыточна, то они «вылезут» из своего места, что грозит последующим ударом поршня об электроды и серьезной поломкой двигателя. Калильное число указывает на тепловые режимы работы свечи: чем оно выше – тем свеча «холоднее», т.е. она может работать с более высокими температурами (например, в спортивном форсированном моторе). В то же время «горячая» свеча, с более низким калильным числом будет быстро перегреваться. Отсюда вывод: изначально при выборе свечи следует отталкиваться от инструкции к автомобилю – там обычно указаны взаимозаменяемые аналоги. Уже подобрав геометрические размеры можно проиграться с калильным числом (и то лишь в том случае, если вы знаете, что будете постоянно гонять мотор на пределе, или что у вас регионе 8 месяцев в году лютая зима). Однако есть и третий параметр выбора свечей – их конструкции.

Обычные свечи зажигания
Рядовая труженица-свеча всем до боли знакома: сверху белых керамический корпус, снизу – металлический стакан с резьбой, искру производят два металлических электрода – центральный (диаметром 2,5 мм) и боковой, шириной так же около 2,5 мм. Все до банального просто и за десятилетия существования свечей в подобной конструкции изменялись лишь длина резьбы, да диаметр самой свечи.

В плюсах одноэлектродных обычных свечей – низкая цена, иногда небольшое улучшение работы мотора (увеличения мощности, снижения расхода топлива). В минусах – сравнительно малый срок службы, и невозможность раскрытия максимальных возможностей двигателя.

Классические представители подобных свечей – Beru Ultra 14R-7DO, Bosch WR7DC, Champion RN9 YCC, Denso W20EPR-U, NGK BRP6E. Причем последние три примера даже в класс простейших свечей сумели привнести что-то новое: так у свечи Champion RN9 YCC медным выполнен не только центральный, но и боковой электрод (что помогает снизить рабочую температуру последнего, такая свеча должна прослужить в 1,5-2 раза дольше обычного). А, к примеру, NGK имеет распиленный по полам центральный электрод (фирменное название V-Power): в теории искра будет образовываться на половинке, имеющей меньший нагар – таким образом, после загрязнения одной половинки электрода искра перемещается на другую, что обеспечивает больший срок службы и более стабильное искрообразование. Похожего явления конструкторы пытались добиться и у свеч

www.drive2.com

Свечи для гололеда? — журнал За рулем

Из транспортных средств таким «счастливчиком» является, пожалуй, велосипед — в автомобильном же мире уверенно лидируют свечи зажигания.

Модернизацией свечей занимаются как солидные фирмы, так и многочисленные «самоделкины», увлеченные кажущейся простотой задачи. Различить их продукцию несложно даже… по рекламе! Если фирмы всегда осторожны в своих обещаниях «чудес», то доморощенные специалисты, распилив или просверлив электрод обычной свечи, тут же заявляют о решении всех назревших проблем современного двигателестроения.

А каков эффект от таких свечей на самом деле?

МАСТЕР-КЛАСС

Сначала освежим в памяти творения «великих»…Хорошо знакомые всем многоэлектродные свечи повышают скорость горения топлива, сулят повышенный ресурс и облегчают пуск двигателя при низких температурах. Свечи с «тонкими» центральными электродами (ЗР, 2005, № 1) также имеют достоинства — такой электрод меньше греется и легче самоочищается, а уменьшение зоны разряда резко стабилизирует искрообразование и повышает его интенсивность. Отсюда — и повышенная мощность, и уменьшенный топливный аппетит двигателя. Третий вид «необычных» фирменных «поджигателей» — это всякого рода самоочищающиеся свечи (ЗР, 2003, № 3), разряд на которых «лижет» поверхность керамического изолятора, выжигая нагары с его поверхности. И, наконец, отметим свечи с факельным принципом поджога топлива — например, украинский PLAZMOFOR. С этими свечами далеко не все однозначно, но при известной настройке двигателя определенный эффект они могут дать. Понятно, что необходимость регулировки относит их к разряду тюнинговых.

Отметим еще раз — ни одна серьезная фирма не обещает от даже самых продвинутых свечей чудес. Эффекты исчисляются единицами процентов роста мощности и снижения расхода топлива — большие приросты обещают разве что по части долгожительства. К подробному анализу их характеристик мы вернемся в специальном обзоре — сегодня же нас интересуют «самоделкины»! 

Принцип «самоделкиных» прост — надо взять изделие известной фирмы, сделать с ним что-то свое, назвать громким именем и объяснить всем, что, например, дырочка в боковом электроде превращает простую свечу в неки

www.zr.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о