Шины для формулы 1: Всё, что нужно знать про шины Формулы-1

Содержание

Всё, что нужно знать про шины Формулы-1

Первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1» состоялся в 1950 году – целых 69 лет назад. Если посмотреть на автомобиль Alfa Romeo 158 победителя Чемпионата, итальянца Джузеппе Фарина, то можно обратить внимание, что диагональные шины Pirelli размерности 5,50×17″ спереди и 7,00×18″ сзади на том автомобиле напоминали обычные дорожные, а пилот даже не был пристегнут ремнем безопасности.

Alfa Romeo 158. Изображение: Wikipedia  

Вместе с тем, оснащенный полуторалитровым 350-сильным V8 с приводным компрессором, тот автомобиль был способен разгоняться до 290 километров в час! Неудивительно, что гибель гонщиков во время состязаний тогда не была чем-то из ряда вон выходящим. С годами автомобили «Формулы-1» постоянно прогрессировали, разумеется, шин это тоже касалось.

Шины различной ширины

Инженеры постоянно работали над аэродинамикой автомобилей, их мощность росла. Вот почему уже к началу шестидесятых годов задние шины автомобилей «Формулы-1» были сильно шире передних.

Более компактные передние шины снижали коэффициент лобового сопротивления, а широкие задние помогали максимальной передаче крутящего момента на трассу.

Увеличение ширины шин увеличивало пятно контакта, и, следовательно, коэффициент сцепления с поверхностью, позволяя сделать автомобиль быстрее как при разгоне, так и в повороте. К тому же, в 1966 году регламент разрешил применение массивных и мощных объемных трехлитровых двигателей. «Формулы» росли в размерах, как и их шины – в ширине.

Появление сликов

Пожалуй самым важным моментом в истории эволюции шин «Формулы-1» стало появление сликов. Первой компанией, предложившей радикальное улучшение зацепа за счет отказа от рисунка протектора, стала американская марка Goodyear, представившая слики в сезоне 1971 года. Неудивительно, что новинка пришла именно из США – за морем к тому моменту слики использовали уже два десятилетия в гонках драгстеров.

Слики GoodYear на Гран-При Дании, 1977. Изображение: Wikipedia  

Вскоре на слики перешли и другие производители. Единственным их недостатком была очевидная необходимость замены шин на стандартные в условиях сильного дождя. В условиях отсутствия протектора, слики не могли обеспечить достаточно эффективный отвод влаги из пятна контакта, и возникало аквапланирование – автомобиль просто всплывал, теряя сцепление с трассой.

Радиальные шины

В 1977 году в мир «Формулы-1» стремительно ворвалась французская компания Michelin, сходу предложившая революционную новинку – радиальные шины, вместо использовавшихся на тот момент диагональных. На тот момент преимущества радиальных шин Michelin оценил только новичок чемпионата, Renault.

Первая машина F1 от Renault – RS01, на радиальных сликах Michelin. Изображение: Wikipedia  

Первые же тесты показали, что радиальные шины жестче, меньше деформируются при разгоне и в поворотах, обеспечивают лучшее сцепление и меньший вес. Уже в 1978 году на таких шинах Карлос Рейтеманн из Ferrari выиграл первый Гран-При. В течение трех лет все прочие шинные производители сдались перед натиском Michelin – все команды перешли на французские шины. Но отступление было тактическим – уже на следующий год Goodyear, Pirelli и Avon вернулись в гонки со своими радиальными шинами, чтобы дать бой французам. Началась великая шинная битва.

Термочехлы

Следующим революционным изобретением в истории «Формулы-1» стали термочехлы для шин, которые придумал английский бизнесмен Майк Друр. До этого момента в холодную погоду механики укутывали шины одеялами, а прогревали их до рабочей температуры сами гонщики, теряя драгоценные секунды. Впервые термочехлы были протестированы командой Williams на Гран-При Испании в 1986 году, и результат был ошеломляюще хорош.

Шина F1 в термочехле. Фотография: Артем Ачкасов  

С тех самых пор электрические термочехлы, позволяющие прогревать шины до заданной температуры, плотно вошли в обиход всех команд «Формулы-1».

Производители шин и их соперничество

Конкуренция между шинными производителями превратилась в настоящую гонку. Постоянная разработка новейших составов компаунда вылетала в копеечку, в итоге, устав от дорогостоящей конкуренции, шинные компании одна за другой покидали «Формулу-1». Сначала гонки покинула марка Advan, потом Michelin. После сезона 1991 года, ушла компания Pirelli, и на долгие 5 лет монопольным поставщиком стала компания Goodyear. В 1998 году она покинула Королеву Автоспорта, выиграв 368 Гран При – больше, чем кто-либо в истории. В итоге монополистом стала японская компания Bridgestone. Через 3 года на трассы вернулась компания Michelin, и шинная война развернулась снова.

Стенд с шинами команды Renault Sport Formula One Team. Фотография: Артем Ачкасов  

Сегодня в «Формуле-1» снова монопольный поставщик шин – итальянская компания Pirelli.

Разные компаунды и рисунки

В сезоне 2019 года команды имеют возможность использовать слики пяти уровней мягкости, обозначаемых от C1 (наиболее жесткий) до С5 (самый мягкий).

Изображение: Pirelli  

То, какие шины можно использовать на конкретном Гран-При, определяет сам производитель – Pirelli.

Шины Pirelli сезона 2019. Изображение: Pirelli  

Например, в Гран-При Австралии гонщики будут использовать компаунды C2, C3, и C4, а на следующем этапе в Бахрейне – С1, C2, C3. В зависимости от типа компаунда, у шин различается температурный диапазон:
○ C1 110-140°C
○ C2 110-135°C
○ C3 105-135°C
○ C4 90-120°C
○ C5 85-115°C

Для простоты понимания поклонниками, эти шины будут иметь три относительных обозначения – Hard, Medium и Soft, независимо от конкретного номера компаунда. Жесткие шины будут иметь белую маркировку на боковинах, средние – желтую, и мягкие – красную.

Дождевые шины. Фотография: Артем Ачкасов  

Для плохих погодных условий применяются так называемые дождевые шины, с минимальным протектором. Наиболее универсальными являются «зеленые» шины Intermediate, хорошо работающие как на сухой, так и на мокрой трассе, позволяя отводить из пятна контакта на скорости 300 км/ч до 30 литров воды. «Синие» дождевые шины предназначены для гонок в условиях сильного дождя, позволяя выбрасывать до 85 литров воды в секунду.

Новые шины и аэро-гандикап. Все о регламенте «Ф-1» на 2021 год

Разработанный еще в 2019-м технический регламент из-за пандемии частично отложили до 2022 года – однако «Формуле-1» решили продолжить эксперименты и ввести в этом году новые правила.

Разбираемся, что же нас ожидает в грядущем сезоне, который стартует в конце марта с гонки в Бахрейне.

Что с бюджетами?

Как и планировалось, их ограничат. При расчете на 23 этапа команды будут иметь в своем распоряжении 147,4 миллионов долларов на сезон. Этот лимит не будет включать в себя траты на зарплаты гонщиков и первых трех сотрудников, перелеты, менеджмент…. Также до конца 2024-го коллективам разрешено тратить до 45 миллионов долларов на дополнительные затраты на покупку материала или оборудования – например, для своих производств.

Технические изменения

Чтобы снизить уровень прижимной силы (ожидаемо – примерно на 10%), днище автомобилей сзади сузят на 10 сантиметров. Уберут и вихревые прорези перед задними колесами, что будет способствовать выходу более «чистого» воздуха из заднего диффузора (и одна из его частей – забор – уменьшится на 5 сантиметров).

https://www.instagram.com/p/B4SmmSunFDp/

Повысится и минимальный вес автомобиля – с 746 килограмм до 752, а также силовой установки – с 145 кг. до 150. Эти изменения можно частично объяснить попыткой отговорить команды от использования экзотических (и для кого-то слишком дорогих) более легких материалов.

Более того, после небольшой волны прошлогоднего «читерства» и разбирательств в «Ф-1» все-таки решили отдельными пунктами вынести запреты на две довольно хитрые лазейки. Первая – это использованная «Мерседесом» система DAS (Dual Axis Steering — двухосевое рулевое управление) на тестах в Барселоне, позволявшая на прямой изменять угол схождения передних колес и тем самым помогать с прогревом шин. Вторая – незаконно скопированная на тот момент «Рэйсинг Поинтом» часть машины «серебряных стрел» 2019 года (а именно – задний тормозной канал). 

Фото: © Bryn Lennon / Staff / Getty Images Sport / Gettyimages.ru

Теперь обозначение запрета стало более четким – коллективы не имеют право получать и распространять какие-либо данные о деталях (их дизайн, 3D-модель и т.д.), занесенных в этот список, по доброте душевной или из-за хороших отношений с кем-то из паддока.

Такая информация «должна быть потенциально известна всем участникам» и «может быть получена только на тестах или подобных мероприятиях» путем фотографирования, осмотра или съемки.

Шинный вопрос

Из-за развития машин нагрузка на шины сильно возрастет. В «Пирелли» решили, что резина спецификации 2019 года едва ли ее выдержит, и поэтому на грядущий сезон создали «упрочненную» версию для большей безопасности. Более того, теперь пилотам не придется выбирать составы на каждый уик-энд – гонщикам будут предоставлять стандартизированный набор на каждый этап: два комплекта шин «хард», три «медиума» и восемь «софтов».

Фото: © HOCH ZWEI / Global Look Press

А что еще?

Немного измененный формат уик-энда – теперь первая и вторая тренировки, которые раньше длились по 90 минут, будут заканчиваться через 60. Более того, мы больше не увидим уже привычный старт гонки в 10 минут (он вернется в «ровное» время).

Команды ожидает первый в истории «Ф-1» аэро-гандикап. Чем хуже коллектив выступил в прошлом году, тем больше времени у него будет на работу в аэродинамической трубе или с компьютерной симуляцией гидродинамики: в 2021-м «Уильямсу» будет доступно 112. 5% времени, каждой вышестоящей команде в кубке конструкторов – на 2.5% меньше предыдущей (соответственно, «Мерседесу» – 90%).

Поможет ли это все?

Однозначно на это вопрос ответить пока невозможно. Новый регламент всегда приносит сюрпризы – есть вероятность, что он немного уплотнит пелотон. Однако до сих пор считается, что поставленный порог бюджетов — слишком высокий, а подобные небольшие изменения могут еще больше увеличить отрывы или не привнести никаких изменений вовсе. Остается надеяться, что сейчас эксперименты, как и в недалеком будущем, пойдут только на пользу «Формуле-1». 

Причина разногласий между Pirelli и представителями Формулы 1

Проблемы с шинами Pirelli в Формуле 1

Итальянский гигант занимает пятую строчку по объемам выручки среди всех производителей автомобильных шин. Pirelli давно зарекомендовала себя с лучшей стороны среди конкурентов в сфере автоспорта. Производитель с 2008 года является монополистом в чемпионате мира по ралли и единственным официальным поставщиком шин в Формуле 1 с 2011 года и по сей день. Но в сезоне 2019 года у компании возник серьезный конфликт с представителями команд Ф1.

Шины Pirelli для Формулы 1

В 2011 году поставщик шин из Италии пришел на смену японскому конкуренту Bridgestone. Нынешнее соглашение Pirelli с Большими Призами рассчитано как минимум до 2023 года. В борьбе за четырехлетний тендер в 2019 году основным конкурентом являлся Hankook, но по итогам совещания комиссии очередной тендер остался за Pirelli. Возможно, выбор был обусловлен накопленным опытом работы с шинами для Ф1 за последние годы.

PirelliФото: Pirelli

Качество покрышек является одним из важнейших показателей для каждой команды. Каждый участник гонок вынужден строго придерживаться ранее разработанной тактики. Стоит отметить, что универсальную тактику для всех участников очередного заезда изначально представляет производитель покрышек. Уже потом в командах принимают индивидуальное решение касаемо используемой тактики: некоторые строго следуют плану производителя, тогда как другие вносят правки или вовсе составляют собственный план. Работе с резиной уделяется огромное количество времени, ведь малейшая ошибка при прогреве, неучтенное количество поворотов или тип покрытия в лучшем случае может привести к проигрышу.

Обновление шин от Pirelli

Каждый год компания вынуждена предоставлять улучшенные модели покрышек. Связано это с тем, что болиды постоянно совершенствуются, из-за этого изменяется скорость, прижимная сила и еще ряд факторов, оказывающих влияние на износ шин. С сезона 2021 года в Формуле 1 будет осуществлен массовый переход с 13-дюймовых дисков на 18 дюймов.

Для Pirelli данный факт также сыграл свою роль при подписании последнего контракта, рассчитанного до 2023 года. Дело в том, что ряд конкурентов отозвали свои заявки после обнародования новости о планируемом переходе на другой размер колес. Подписывать контракт, по которому в 2020 году необходимо разработать и представить резину под 13-дюймовые диски, а на следующий год фактически с нуля налаживать производство 18-дюймовых крайне невыгодно. У Pirelli есть действующее производство покрышек, соответствующее всем требованиям королевских гонок, это дает определенное преимущество компании в ходе предстоящего обновления.

PirelliФото: Pirelli

Шины для Формулы 1 сезона-2019

В нынешнем сезоне покрышки, разработанные с применением новой технологии, вызвали волну недовольства со стороны команд-участников королевских гонок. Связано это с тем, что Pirelli добились ускоренного охлаждения резины и уменьшения скорости износа. С технической стороны одни плюсы, только на практике все оказалось немного иначе.

Пилоты и команды столкнулись с новой проблемой: у многих не получалось поддерживать покрышки в оптимальном температурном диапазоне. Недовольство было столь серьезным, что в середине сезона представители команд выдвинули требование вернуть модель шин 2018 года. В результате голосования требование было отклонено, но обстановка взаимодействия Pirelli и Ф1 явно ухудшилась.

Pirelli: проблемы с тестами новых моделей шин

В сентябре, 12 и 13 числа, состоялись первые тесты обновленной модели покрышек, созданной для предстоящего сезона 2020 года. Эстебан Окон за рулем болида Mercedes провел несколько заездов на автодроме в Ле-Кастелле.

В Pirelli считают, что тестам шин в командах уделяется слишком мало времени и внимания. Это недопустимо, если они хотят получить резину, соответствующую всем их требованиям. Во избежание повторения ситуации с моделью 2019 года нужно, чтобы каждая команда провела больше тестов новой резины.

PirelliФото: Pirelli

Со стороны руководства команд предложение Pirelli восприняли с определённой долей скептицизма. Фредерик Вассер, руководитель Alfa Romeo, заявил:
«Мы должны им помочь. Но в то же время надо убедиться, что наша помощь не идет на пользу одной из команд. Если надо протестировать шины, то речь идет об октябре. Однако большинство команд чисто логистически не смогут принять в этом участие. Мы уж точно не сможем».

Обосновано это тем, что увеличение тестовых заездов для новых моделей шин отрицательно скажется на подготовке некоторых команд к новому сезону. В частности, речь идет о тестировании различных нововведений на болидах. Если тратить свободное время на шины, у конструкторов не будет возможности опробовать новинки шасси, что в свою очередь даст преимущество конкурентам.

Схожее мнение высказал и глава Renault F1 Сирил Абитбуль, при этом в Renault в целом к предложению отнеслись с большим пониманием и надеются на какой-нибудь компромисс, который оставит команды в равных условиях.

«Мы в курсе, что Pirelli хочет больше тестов, и мы постараемся им помочь, – отметил Сирил. – Но тут важно, чтобы эта ситуация разрешилась на равных условиях для всех команд. Надо договориться о том, чтобы помочь компании создать подходящую резину, которая будет безопасной и подарит болельщикам зрелищные гонки».

Пока не ясно, как решится возникший вопрос с шинами. До конца сезона еще несколько Гран При, и время на урегулирование конфликтов у сторон еще есть. Нам лишь остается следить за новостями и наслаждаться заездами пилотов, болея за своих фаворитов.

Если Вы уверены в результатах очередного Гран При Формулы 1, не стоит упускать возможность заработать на этом. Компания Melbet предлагает всем своим клиентам лучшие коэффициенты для заключения пари на гонки Формулы 1. Используйте Мелбет промокод при регистрации прямо сейчас и получите уникальный приветственный бонус на счет при первом пополнении.

Пирелли объявила выбор сликов на все гонки Формулы-1 2021 года

Компания Pirelli, являющаяся эксклюзивным поставщиком шин в Чемпионат мира Формулы-1, объявила о выборе шин на все двадцать три Гран-при сезона 2021 года. По большей части выбор аналогичен прошлогоднему или 2019 года. Исключение составляют этапы в Азербайджане и Бразилии, на которые выбраны более мягкие наборы сликов, а также Гран-при Нидерландов и Саудовской Аравии, которые пройдут на абсолютно новых для F1 трассах.


Фото www.formula1.com

Принимая во внимание некоторые логистические трудности, вызванные пандемией COVID-19, спортивные правила Формулы-1 в этом году были изменены, чтобы обеспечить максимальную гибкость. В частности, Пирелли больше не нужно объявлять о выборе шин за 14 недель до начала гонок за пределами Европы и за 8 недель для европейских этапов Чемпионата. Как и в прошлом году, каждому гонщику на один Гран-при будет предоставлено фиксированное количество комплектов жестких (2), средних (3) и мягких (8) шин.

Вместе с тем, Пирелли и Международная автомобильная федерация FIA оставляют за собой право изменять выбор шин за 15 дней до каждой гонки, если этого потребуют обстоятельства.


Фото www.pirelli.com

«Объявление выбора шин на весь год прямо сейчас поможет командам и гонщикам в их планировании, а также обеспечит максимальную гибкость на тот случай, если календарь придется изменять из-за ограничений, вызванных пандемией COVID-19, как это было в прошлом году, — пояснил руководитель автогоночного подразделения Pirelli Марио Изола. — Сам выбор, в целом, аналогичен прошлогоднему (или 2019 году — для тех гонок, которые не проводились в 2020 году), что означает, что у команд должно быть много данных, на которые можно опираться. Для двух гонок выбраны более мягкие шины. Первая — это Азербайджан, где наша жесткая шина C2 в прошлый раз не использовалась, поэтому сейчас мы выбрали для этого этапа самый мягкий из всех доступных наборов шин: C3, C4 и C5. То же самое касается Бразилии, куда в этом году мы привезем шины C2, C3 и C4, поскольку состав C1, который был выбран в прошлый раз, не дал ощутимого преимущества с точки зрения износостойкости по сравнению с C2. В обоих случаях набор более мягких сликов приведет к большему разнообразию гоночных стратегий».

Гонщики Формулы-1 раскритиковали шины 2021 года от Pirelli | | Queen of Motorsport

Льюис Хэмилтон возобновил свою критику шин Pirelli после того, как опробовал их новейшие составы для сезона Формулы-1 2021 года в пятничных тренировках Гран-при Бахрейна.

Все гонщики должны были использовать новые шины Pirelli 2021 года во время пятничных тренировок. Хэмилтон был одним из тех, кого новая резина не впечатлила.

В прошлом году команды единодушно отвергли новые составы шин, разработанные Pirelli для сезона 2020 года. Шины 2019 года были снова использованы в этом году. В феврале Хэмилтон заявил, что Pirelli необходимо произвести более качественные шины к 2021 году.

Однако после тренировок в Бахрейне Хэмилтон не был впечатлен: «У нас здесь команда Pirelli, и я очень уважаю ребят, которые делают наши шины, приезжают сюда — они делают потрясающую работу. Но, к сожалению, последние два года у нас были одни и те же шины. В конце 2019 года в Pirelli показали нам новые шины, но выяснилось, что они хуже. В результате сказали: «Ладно, давайте продолжим использовать прошлогодние шины.

У них было два года, чтобы разработать новые шины, но они привезли в Бахрейн шины, которые на три килограмма тяжелее и на секунду на круге медленнее! Я знаю, что болельщикам все равно, какие у нас шины, но мы же работаем с брендами и партнерами, которые находятся на передовой технического прогресса. Мы же получили шины, которые после двух лет разработки стали шагом назад. Не понимаю, как это возможно. В этом нет ничего хорошего, и это беспокоит. Я бы предпочел оставить нынешние шины. Если это лучшее, что они могут нам дать, лучше продолжить работать с сегодняшними шинами».

Другие гонщики также отрицательно отзывались о новых шинах. Александр Элбон сказал, что на них не очень весело ездить, и его партнер по команде Макс Ферстаппен также отнесся к ним без энтузиазма: «Трудно сказать, какие шины мы использовали. Честно говоря, мы были немного неуправляемыми с точки зрения сцепления и баланса. Так что мы это рассмотрим и поговорим об этом с Pirelli».

Вердикт Кевина Магнуссена о шинах гласил, что они не очень хороши: «Они определенно не быстрее. Я не знаю, будет ли это хорошая шина на следующий год, но они могли бы сделать лучше».

Себастьян Феттель согласился с мнением Хэмилтона о том, что Ф1 должна сохранить свои нынешние шины, а не переходить на новые: «Они не были шагом вперед, скорее наоборот. Возможно, мы их не распробовали, но я надеюсь, что мы больше не увидим эти шины. Они намного хуже той резины, которую мы сейчас используем. Если это единственный вариант шин для следующего сезона, то я бы с удовольствием оставил резину 2019 года, которую мы используем сейчас. До тех пор, пока у нас нет резины с лучшими характеристиками, чем та, что есть сейчас – с меньшей тенденцией к перегреву, с лучшими возможностями для борьбы, не стоит ничего менять. Те шины, которые мы сегодня опробовали, еще больше обострили имеющиеся проблемы. Стало только хуже».